Что такое парковочные места или машино-места как виды недвижимого имущества? Является ли бетонная площадка объектом недвижимости? Судебная практика Признание парковочного места объектом недвижимости

Мы хотим парковать автомобили на отведённых местах, а не на детских площадках, не загораживая половину двора. Не у всех домов есть техническая возможность организовать комфортные машино-места .

Сегодняшняя статья для тех, у кого такая возможность есть. Мы расскажем, каков должен быть размер машино-мест , входят ли они в состав общего имущества в МКД и можно ли машино-места легально дарить и продавать.

Что такое машино-место

1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ . Он закрепит машино-места как объект гражданских прав, и они станут полноценными объектами недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). И, при должном оформлении, будут входить в состав общего имущества в МКД .

Машино-места можно будет оформлять в собственность, дарить и продавать, то есть делать то, что обычно люди и делали, но на законных основаниях. Даже если это площадка без стен и ограждений.

Изменения произойдут в области ипотечных отношений, которые регулируются Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ . Ипотеку на машино-места можно будет зарегистрировать в течение 15 рабочих дней.

Ст. 1 ГрК РФ дополнится п. 29 - определением машино-места. Это часть здания, предназначенная только для размещения транспортного средства. Такое место может иметь стены или другие ограждающие конструкции, или вовсе не иметь ограждений - быть открытой площадкой. В любом случае информация о границах машино-места регистрируется в Росреестре. Каждое машинное место получает свой кадастровый номер.

В Росреестр для машино-места вносятся следующие данные:

  • вид объекта недвижимости,
  • кадастровый номер,
  • площадь,
  • номер этажа, где находится машино-место,
  • сведения о том, что помещение обслуживает все остальные машино-места в здании, сооружении или такое помещение относится к ОИ в МКД.

Получается, что законодательством машино-местом признаётся только площадка, которая связана со зданием или сооружением, открытые парковки и самовольные паркинги на обочинах дорог пока не учитываются. Очевидно, что скоро законотворцам придётся задуматься и о них.

Интересно, что теперь Росреестр не сможет отказать в регистрации машино-места без стен или других ограждений. Такую площадку можно будет оформить без проблем, а при желании потребовать отметить её границы специальной краской или наклейками.

Где указываются данные о машино-месте

Сведения о машино-местах отображаются в техническом плане здания на основании:

  • разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию,
  • проектной документации,
  • проекта перепланировки и акта приёмочной комиссии.

При этом в техническом плане указываются все данные о площадке, кроме сведений о (об):

  • площади помещения или машино-места,
  • их местоположении в пределах этажа, здания или сооружения.

В плане этажа или части здания машинное место отмечается геометрической фигурой. Таким простым способом передаются границы площадки.

Машино-места как объект недвижимости

Мы уже говорили о том, что с нового года можно беспрепятственно подарить, продать, арендовать или купить машино-места . Они становятся объектами недвижимости.

Сведения о новом машинном месте вносятся в ЕГРН. А его учёт будет проводиться параллельно с государственным кадастровым учётом здания, в котором оно находится. Именно поэтому информация обо всех машино-местах и должна быть в акте обследования и техническом плане здания или сооружения.

Что делать владельцам уже существующих машино-мест? Не беспокоиться. Если принадлежащая им площадка подходит под определение из Градостроительного кодекса РФ, то она автоматически признаётся машино-местом . Дополнительного сбора документов и регистрации в Росреестре не требуется. Но если владелец площадки захочет, то в любой момент сможет обновить информацию о ней в ЕГРН.

Машино-места и дольщики

Суды отказывают владельцам общей долевой собственности в установке границ машино-мест и внесении сведений о них в ЕГРН. Они ссылаются на то, что такие действия невозможно проделать без ущерба всему объекту, его электроснабжению, водоснабжению, средствам пожаротушения и т.д.

С нового года таких судебных решений не будет. К тому же если заявитель представит в Росреестр протокол ОСС или соглашение о правилах пользования общедолевой собственностью , то ему не нужно согласия остальных участников на выдел доли.

Нужно помнить, что право общедолевой собственности на строение, где располагаются машино-места, прекращает существование с выходом последнего участника. После к общедолевому имуществу будут относиться: шлагбаумы, проезды, проходы и т.д.

Размер машино-мест

Определён допустимый размер машино-места . Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 07.12.2016 N 792 , которой тоже начнёт действовать с начала следующего года, минимальный размер машино-места должен составлять 5,3 х 2,5 м, а максимальный - 6,2 х 3,6 м.

Именно такие размеры будут комфортны для владельцев машин различных размеров.

Также с 1 января начинает действовать ч. 6.2 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ . Эта статья описывает, как назначаются границы машино-мест.

Они определяются в проектной документации здания, закрепляются застройщиком или владельцем площадки. Достаточно пометить границы на полу или кровле краской, с помощью наклеек и т.д.

Границы машино-места на этаже, в здании или сооружении устанавливаются или восстанавливаются следующим образом:

  • на внутренней поверхности стен, перегородок, колонн или на полу специальными метками указываются границы,
  • определяется расстояние от не менее двух таких точек, находящихся в прямой видимости до характерных точек границ машино-места,
  • определяется расстояние между характерными точками границ машино-места.

По желанию владельца площадки точки границ машино-места дополнительно закрепляют специальными метками на полу.

Ещё два нововведения, которые начнут действовать с 1 января 2017 года. Первое - заработает п. 53 ч. 1 ст. 26 N 218-ФЗ . Если площадь машино-места не соответствует установленным допустимым размерам, то Росреестр может отказать в его регистрации.

Второе - вступит в силу ч. 1.1 ст. 41, согласно которой при разделе машино-мест или при изменении границ между смежными машино-местами нельзя образовывать машино-места площадью меньше рекомендуемой.

Для многих сложным остаётся вопрос, как добавить машино-место в ГИС ЖКХ . В следующей статье мы расскажем об этом.

Что такое парковочные места или машино-места как виды недвижимого имущества?

Вопрос о правовом статусе парковочных мест и машино мест в законодательстве РФ занимает особое место.

Материалы судебной практики свидетельствуют о наличии 2-х подходов к юридическому оформлению прав, предполагающих пользование парковочным местом.

В некоторых случаях суды, опираясь на данные технических (кадастровых) паспортов, признают парковочное место недвижимым имуществом - помещением в составе другого объекта недвижимости: нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КГ-А40/4518-08-1,2).

В других случаях суды полагают, что парковочное место самостоятельной вещью не является, а представляет собой часть недвижимой вещи - нежилого помещения или нежилого здания, а пользователь парковочного места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 N А33-10690/2007) (Определение ВАС РФ от 27.10.2011 N ВАС-11450/11).

В 2015 году свою позицию относительно парковочных и машино-мест высказало Минэкономразвития РФ (письмо от 26.05.2015 N ОГ-Д23-7475).

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Указанный перечень объектов недвижимости определен согласно ст. 2 Закона о кадастре, статье 3 Закона о регистрации в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает участие в гражданском обороте части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.

Государственная регистрация права собственности на часть объекта недвижимости также не предусмотрена (ст. 1, 26, 27 Закона о регистрации).

Кроме того, действующим законодательством понятие "машино-место" не предусмотрено.

Градостроительный кодекс Российской Федерации для обозначения места, предназначенного для организованной стоянки транспортных средств, использует понятие "парковка (парковочное место)". Так, согласно п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Таким образом, согласно приведенному определению понятия "парковка (парковочное место)" такой объект как парковка (парковочное место) может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.

В связи с указанными требованиями парковка (парковочное место), как ее определяет Градостроительный кодекс Российской Федерации, не отвечает и критериям помещения. Так, согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) помещение определено как часть объема здания или сооружения, имеющее определенное назначение и ограниченное строительными конструкциями.

Учитывая также положения ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 7 ст. 27 Закона о кадастре, помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении. При этом в силу положений Закона о кадастре описание части объекта недвижимости может быть внесено в государственный кадастр недвижимости в случае, если ограничения (обременения) вещных прав распространяются на часть объекта недвижимости, например, в случае аренды (ст. 7, 20, 25 Закона о кадастре).

Необходимо отметить, что в этом случае осуществляется государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права.

Постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на объект "машино-место" возможны в качестве помещения, если "машино-место" создано (построено) с учетом требований законодательства как помещение и удовлетворяет указанным требованиям к помещению, установленным федеральными законами.

При этом согласно пункту 5.2.6 Свода правил N 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 февраля 2013 г. N 117, в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы. В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

Если "машино-место" не отвечает требованиям, предъявляемым федеральными законами к помещениям, и не обладает характеристиками, позволяющими отнести его к объектам недвижимости, после постановки на государственный кадастровый учет здания, помещения, в котором находится "машино-место", возможна государственная регистрация общей долевой собственности на такие здания, помещения с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам "машино-мест", находящихся в таких зданиях, помещениях. Порядок пользования "машино-местами" может быть определен соглашением сособственников здания, помещения, в котором находятся "машино-места", или решением суда об определении порядка пользования указанными зданиями, помещениями.

С 2017 года машино-место будет признаваться самостоятельным объектом недвижимости, если является частью здания или сооружения и имеет границы, описанные на основании законодательства о кадастровом учете. Связано это с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений).

Прежде всего, вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ в части определения понятия "парковочное место", "машино-место".

С 2017 года эти понятия официально разделяются.

Так, дается определение, что парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.

Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу данного Федерального закона, признается машино-местом.

Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости, указанного в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ.

Полученные до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.

Границы указанного в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ объекта недвижимости признаются границами машино-места вне зависимости от соответствия их описания требованиям, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона).

Правообладатель объекта недвижимости, указанного в части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ, вправе подать в орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, заявление об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции этого Федерального закона), форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила 354) установлено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией .

Ранее на сайте АКАТО были опубликованы статьи о проблемах перехода на «прямые договоры» между РСО и собственниками нежилых помещений, а также об особенностях таких договоров . В настоящей статье рассмотрим такую категорию нежилых помещений, как машино-места, и попробуем разобраться, требует ли законодательство заключать «прямые договоры» с собственниками машино-мест, и каков порядок определения объема потребленных машино-местами коммунальных ресурсов.

Понятие «машино-место»
Пункт 2 Правил 354 к нежилым помещениям относит части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Пункт 29 статьи 1 ГК РФ дает следующее определение: машино-место - это «предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке ».
Абзацем 3 пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения , а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке .
Согласно п. 6.2 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости» границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).
Таким образом, машино-места имеют назначение нежилого помещения, предназначены для размещения только транспортного средства, машино-место является самостоятельным объектом гражданских прав, сделки, направленные на отчуждения, подлежат обязательной регистрации, соответственно право собственности на машино-место должно быть оформлено в установленном законом порядке.
Вышесказанное делает невозможным отнесение машино-мест к общему имуществу многоквартирного дома (далее - МКД) . Более того, право собственности на машино-места может не зависит от права собственности на иное помещение в том же МКД: лицо может иметь в собственности машино-место или несколько машино-мест и не иметь иной собственности в том же МКД.

Содержание общего имущества МКД собственником машино-места
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) ».
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные ПП РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила 491) более подробно устанавливают состав общего имущества. В частности, пункт 2 Правил 491 устанавливает, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта , мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В связи с неверным толкованием и отсутствием несколько лет назад возможности оформления машино-мест в индивидуальную собственность на практике возникали ситуации (поддерживаемые судами), когда машино-места относили к общему имуществу. Здесь стоит пояснить следующее: возможно отнесение машино-мест к общему имуществу, если данные места не учтены и не выделены в технической документации как отдельные; если же данные места выделены , соответственно, указаны в техническом плане и имеют собственников, то они не могут относится к общему имуществу. В данной статье речь идет о выделенных машино-местах, каждое из которых (или их часть) имеет собственников, учтено в технической документации и зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с чч. 1-2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В связи с этим, собственники нежилых помещений - машино-мест несут бремя расходов по содержанию общего имущества МКД пропорционально своей доле в праве собственности . Это происходит независимо от того, принадлежат ли еще помещения в МКД собственнику машино-места. Если собственнику принадлежит жилое помещение и машино-место, оплата расходов на содержание общего имущества будет производится исходя из общей площади жилого и нежилого (машино-места) помещений.

Обязанность собственников машино-мест заключать прямые договора с РСО
В абз. 3 п. 6 Правил 354 указано, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В абз. 4 п. 6 Правил 354 содержится следующее положение: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Два вышеприведенных положения говорят о том, что собственник нежилого помещения заключает договора поставки услуг напрямую с ресурсоснабжающей организацией. При этом УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иной потребительский кооператив направляет информацию о нежилых помещениях в РСО, и уведомление собственнику нежилого помещения.
Однако, согласно абз. 6 п. 6 Правил № 354 положения третьего и четвертого абзацев настоящего пункта не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места .
Таким образом, Правила 354 устанавливают исключение в отношении машино-мест , обязанность заключения прямых договоров с РСО для собственников такого типа нежилых помещений не устанавливается. При этом у лица, управляющего домом (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) обязанности по направлению информации в РСО о машино-местах не возникает, собственникам машино-мест уведомление о необходимости заключения «прямого договора» также не направляется .
Кроме того , абз. 6 п. 148(1) Правил 354 устанавливает, что у собственника машино-места нет обязанности заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами .

Объем ресурса, потребляемого собственником машино-места
Абзац 3 пункта 43 Правил 354 устанавливает:
«Объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места , электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении , а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5 »
Из указанной нормы следует:
1. Сначала подлежит определению объем коммунальных ресурсов, потребляемых в помещении, отведенном под машино-места, в целом. При этом используются либо показания приборов учета, фиксирующих объемы коммунальных ресурсов, потребленных в помещении, отведенном под машино-места, либо объем этих ресурсов рассчитывается исходя из площади указанного помещения и нормативов потребления соответствующих ресурсов в целях содержания общего имущества, а не нормативов потребления коммунальных услуг в помещениях;
2. Объем коммунального ресурса, потребленный в помещении, отведенном под машино-места, распределяется среди собственников машино-мест не пропорционально площади этих машино-мест, а пропорционально количеству машино-мест, которым владеет каждый собственник;
3. В случае отсутствия приборов учета, определяющих объем потребления коммунальных ресурсов в помещении, отведенном под машино-места, подлежит применению повышающий коэффициент 1,5. При этом Правила 354 для машино-мест не устанавливают зависимость применения повышающего коэффициента от наличия или отсутствия технической возможности установки прибора учета.
Таким образом, площадь каждого конкретного машино-места при определении объема потребления коммунальных ресурсов не учитывается, при отсутствии приборов учета расчет ведется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества, в указанном случае применение повышающего коэффициента обязательно.
Возможности оборудования каждого конкретного машино-места индивидуальным прибором учета коммунального ресурса законодательство не предусматривает.

Заключение
В настоящей статье разъяснено, что несмотря на наступившую с 01.01.2017 обязанность собственников нежилых помещений заключать договоры предоставления коммунальных услуг непосредственно с РСО, для собственников машино-мест сделано исключение - они от такой обязанности освобождены.
Разумеется, если собственники всех помещений многоквартирного дома будут обязаны заключить «прямые договоры» с РСО в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ , для собственников машино-мест исключений не будет, и они точно также, как и собственники всех остальных помещений дома, будут обязаны заключить договоры с РСО. Объем потребления коммунальных ресурсов рассчитывается для всего помещения, отведенного под машино-места - либо по соответствующим приборам учета, либо исходя из площади указанного помещения и нормативов потребления соответствующих ресурсов в целях содержания общего имущества (а не нормативов потребления коммунальных услуг в помещениях) с применением повышающего коэффициента 1,5. Объем коммунального ресурса, потребленный в помещении, отведенном под машино-места , распределяется среди собственников машино-мест пропорционально количеству машино-мест , которым владеет каждый собственник, площадь самих машино-мест при этом не учитывается .

Отруцкая Т.В. ,

На страницах нашего журнала мы не раз обращались к вопросу о правовом регулировании машино-мест . Правовой подход к новому для нашего государства объекту вещного права претерпел несколько серьезных изменений как в законодательстве, так и в судебной практике.

Наконец, законодатель созрел для радикальных решений. Федеральный закон от 03.07.2016 № 315‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен покончить с правовой неопределенностью в области правового регулирования машино-мест.

Напомним существующие проблемы и рассмотрим нововведения.

Современное правовое регулирование

Еще в Определении ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 было указано на существование в судебной практике двух подходов к определению понятия машино-места.

При этом практика применения законодательства постепенно свелась к тому, что машино-место в большинстве случаев является частью объекта недвижимости. В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23‑7475 отмечалось, что государственной регистрации права собственности на недвижимость предшествует постановка объекта на кадастровый учет. При этом согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона № 221‑ФЗ и ст. 1 Федерального закона № 122‑ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении:

  • земельных участков;
  • зданий;
  • сооружений;
  • помещений;
  • объектов незавершенного строительства.
Из всех названных объектов недвижимости машино-место больше всего подходит под понятие помещения. В силу п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 384‑ФЗ помещением признается часть здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ и ч. 7 ст. 27 Федерального закона № 221‑ФЗ помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении. Следовательно, ключевым признаком в признании объекта недвижимости помещением является его изолированность.

Понятие машино-места в законодательстве отсутствует, имеется лишь понятие парковки (парковочного места), которым в силу п. 21 ст. 1 ГрК РФ признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

В связи с этим Минэкономразвития считает, что парковка (парковочное место) не отвечает критериям помещения и может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.

Постановка машино-места на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на этот объект возможны, только если машино-место создано (построено) с учетом требований законодательства как помещение.

Одним из таких требований является п. 5.2.6 СП 154.13130.2013 , в соответствии с которым в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы. В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

Конечно, на практике редко кто обустраивает машино-место как отдельное изолированное помещение. Единственным признаком, индивидуализирующим машино-место, является его номер и границы, нанесенные краской на полу. Судебная практика считает это недостаточным для признания машино-места самостоятельным объектом недвижимости. Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 № 10АП-15550/2014 по делу № А41-44784/14 указано, что спорные машино-места нельзя признать помещениями в том значении, которое имеет данный термин согласно Федеральному закону № 221‑ФЗ. В соответствии с ч. 6 ст. 41 этого закона местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения. Однако у спорных машино-мест нет наружных стен, границы обозначены условными линиями на полу. Одновременно суд указал, что общество вправе обратиться в бюро технической инвентаризации с заявлением о выдаче технического плана на многоуровневый паркинг с условными обозначениями и нумерацией машино-мест, с указанием площади каждого машино-места для последующей выдачи кадастровых паспортов.

После постановки на государственный кадастровый учет здания (помещения), в котором находится машино-место, возможна государственная регистрация общей долевой собственности на такие здания (помещения) с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам машино-мест, находящихся в таких зданиях (помещениях).

Проблемы с реализацией права собственности на машино-место при его регистрации в качестве доли в праве общей собственности

В соответствии с п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. На практике это положение может привести к определенным неудобствам. В качестве примера можно привести Определение Красноярского краевого суда от 14.10.2015 № 4г-2039/2015. Суть дела заключалась в том, что часть собственников машино-мест, недовольных качеством услуг по их содержанию, захотела сменить соответствующую организацию. Суд посчитал их действия неправомерными, указав следующее. Изначально функции по надлежащему содержанию подземной автостоянки участниками общей долевой собственности на нежилое здание были переданы ТСЖ, с которым сособственниками заключены соответствующие возмездные договоры управления на определенных условиях, чем сособственники реализовали принадлежащие им права, делегировали исполнение ряда своих обязанностей.

Истцами был поставлен вопрос об изменении порядка владения и пользования общим имуществом - подземной автостоянкой, а именно о передаче нежилого здания в управление иного юридического лица и на иных условиях, что по общему правилу в силу требований ст. 247 ГК РФ возможно по соглашению всех участников общей долевой собственности .

Статья 247 и иные нормы гл. 16 ГК РФ не определяют порядок достижения участниками общей долевой собственности соглашения по вопросам, связанным с владением и пользованием общим имуществом, в связи с чем соответствующие решения могут быть приняты сособственниками на общем собрании.

С учетом того, что порядок созыва общего собрания участников общей долевой собственности на нежилое здание не регламентирован нормами ГК РФ, подлежат применению положения ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, регулирующие сходные отношения, возникающие при созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Эта норма на момент возникновения спорных отношений предусматривала, что собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения.

В данном случае имело место ненадлежащее извещение участников общей долевой собственности на подземную автостоянку о времени и месте проведения, повестке дня общего собрания (заказные письма с соответствующими уведомлениями не были вручены иным собственникам на момент проведения собрания).

В результате суд решил, что между участниками общей долевой собственности на подземную автостоянку не достигнуто соглашение об изменении порядка владения и пользования нежилым зданием, о его передаче в управление ООО.

Обратите внимание

Однако проблемы существуют не только с реализацией права на владение и пользование машино-местом, но и с распоряжением машино-местом.

В силу ст. 250 ГК РФ собственник машино-места будет обязан, прежде чем продать его третьим лицам, предложить купить его другим собственникам машино-мест. Начиная с 02.06.2016 сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению (п. 1 ст. 24 Федерального закона № 122‑ФЗ). При этом в силу п. 3 ст. 163 ГК РФ если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, то несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность. Таким образом, чтобы продать машино-место, необходимо не только извещать каждого сособственника, но и оплачивать услуги нотариуса, которые не отличаются своей доступностью.

Новые положения законодательства

В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23‑7475 указано, что введение специального правового режима для машино-мест, позволяющего осуществить государственную регистрацию собственности на такой объект, возможно только при условии внесения соответствующих изменений в ГК РФ. Как отмечалось выше, такие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315‑ФЗ.

Остановимся на наиболее важных положениях этого закона. Во-первых, к недвижимым вещам отнесены предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если их границы описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Во-вторых, машино-место может быть предметом ипотеки (пп. 6 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 16.07.1998 № 102‑ФЗ «Об ипотеке»).

В-третьих, в ГрК РФ (п. 29 ст. 1) вводится понятие машино-места - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В-четвертых, местоположение машино-места будет устанавливаться посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места (ч. 6.1 ст. 24 нового Федерального закона № 218‑ФЗ ).

Границы машино-места будут определяться проектной документацией здания, сооружения и обозначаться или закрепляться лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) будут устанавливаться либо восстанавливаться путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. При этом площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования (ч. 6.2 ст. 24 нового Федерального закона № 218‑ФЗ).

Не забыл законодатель и о судьбе уже существующих машино-мест. Установлено, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу нового закона, признается машино-местом. При этом замены и внесения изменений в правоустанавливающие документы не требуется, они сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления (ст. 6 Федерального закона № 315‑ФЗ).

Если машино-место было оформлено как доля в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона № 218‑ФЗ, а также зарегистрировать право собственности на машино-место.

Для выдела в натуре доли и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющие порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

При этом право общей долевой собственности на помещение, в границах которого располагаются машино-места, прекращается со дня выдела в натуре доли последним участником и регистрации им права собственности на машино-место. Имущество, оставшееся после выдела долей из общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, а также регистрации прав на машино-места, и необходимое для прохода или проезда к машино-местам, является общим имуществом собственников помещений и (или) машино-мест.

Перечисленные нововведения вступят в силу 01.01.2017.

В заключение сформулируем выводы.

В настоящее время:

  • право собственности на машино-место оформляется посредством регистрации права собственности на долю в праве общей долевой собственности на помещение, здания или сооружение;
  • владение и пользование машино-местом осуществляются по соглашению всех участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом;
  • собственник машино-места обязан предложить купить его другим собственникам машино-мест, прежде чем продать его третьим лицам. Сделки по отчуждению машино-мест, оформленные как доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, подлежат нотариальному удостоверению.
С 1 января 2017 года вводится понятие машино-места как самостоятельного объекта недвижимости. Оно может быть предметом ипотеки. Собственник машино-места может требовать выдела доли в натуре и регистрации права собственности на машино-место.

В начале 2017 года вступают в силу многочисленные изменения в различные законы. Среди прочего новый - и уже официальный законодательный - статус получит машино-место как объект недвижимости.

Соответствующие поправки, вступающие в силу 01.01.2017, внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 315-ФЗ).

В соответствии с ним машино-место становится объектом недвижимости. Ранее с определением его статуса возникало множество проблем. Для понимания смысла закрепления в законе нового объекта недвижимости рассмотрим «как было?» и «что стало?» с правовым регулированием машино-мест.

Также вы получите понимание того, как действовать в переходный период. С новыми зданиями и сооружениями, вводимыми в эксплуатацию в 2017 году, все предельно ясно. А как обстоит дело с машино-местами в зданиях, построенных и введенных в эксплуатацию ранее?

Правовое регулирование, уходящее в прошлое

До сих пор законодательство не определяло понятие машино-места. Только в п. 21 ст. 1 ГрК РФ есть понятие парковки (парковочного места). Приведем его здесь.

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения .

Курсивом выделены словосочетания, которые с 1 января 2017 года исключаются из формулировки п. 21 ст. 1 ГрК РФ.

Обычно машино-место индивидуализируется путем нанесения краской разметки и номера парковочного места на поверхности пола паркинга. Именно с этим и возникала проблема, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ объект недвижимости должен иметь характеристики, позволяющие определить недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Границы и номер, нанесенные краской на пол, судебная практика к таковым характеристикам не относила (например, Постановление АС МО от 07.05.2015 № Ф05-3747/2015 по делу № А41-44784/14).

В связи с этим оформление машино-места в собственность на практике всегда было проблемой.

В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23-7475 было указано, что парковка (парковочное место), как ее определяет ГрК РФ, не отвечает критериям помещения, является частью зданий или сооружений, но никак не самостоятельным объектом недвижимости.

Оборот части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав не предусмотрен. Точно также не предусмотрена государственная регистрация права собственности на часть объекта недвижимости.

В судебной практике до сих пор имелось два подхода к юридическому оформлению прав на машино-место, о чем сказано в Определении ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 по делу № А40-124539/09-54-801:

  1. это самостоятельный объект недвижимого имущества, представляющий собой помещение в составе другого объекта недвижимости - нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания;
  2. это часть объекта недвижимости, в отношении которого действует режим общей долевой собственности, а пользователь машино-места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой порядок пользования определяется соглашением участников долевой собственности или решением суда.

В последнее время преобладала вторая позиция, в отношении машино-мест действовали правила об общей долевой собственности, которые сами по себе далеко небезупречные.

Соответственно Минэкономразвития рекомендовало сперва поставить на кадастровый учет здание, в котором находится машино-место, а затем зарегистрировать долю в праве общей собственности на здание с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам расположенных там машино-мест.

Если рассматривать парковочные места, расположенные в многоквартирных домах (например, в подземном паркинге), то законодательное регулирование вопроса осуществляется как ГК РФ, так и ЖК РФ.

Много проблем возникало с определением порядка пользования и распоряжения машино-местом.

В частности, передача машино-места в аренду требует созыва общего собрания участников общей долевой собственности, со всеми вытекающими сложностями.

Продажа его третьему лицу предполагает соблюдение преимущественного права покупки остальных собственников.

Если в многоквартирном доме 500 собственников, то и в том, и в другом случае нетривиальной становится задача учесть права всех остальных собственников и не сойти с ума...

Поэтому следование этой позиции очень усложняет пользование и распоряжение машино-местами и к тому же влечет дополнительные расходы собственников.

Кадастровый учет машино-места

Согласно новой редакции п. 1 ст. 130 машино-места относятся к недвижимым вещам. Понятие машино-места закрепляется во введенном в ст. 1 ГрК РФ пункте 29. Итак, что это такое с учетом изменений законодательства?

Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В соответствии с ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (кстати, вступает в силу закон 2 января 2017 года) кадастровый учет машино-места осуществляется на основе технического плана. Составляется он на основании сведений, содержащихся:

  • в разрешении на ввод в эксплуатацию здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
  • в проектной документации здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
  • в проекте перепланировки и акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение перепланировки.

Согласно ч. 6.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания (сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам этого машино-места.

Это в техплане, а в реальности границы фигуры машино-места в помещении устанавливаются путем определения расстояния как минимум от двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола, до точек границ машино-места или точек деления границ на части), а также расстояний между точками границ машино-места.


В результате границы машино-места обозначаются путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки, например, краской или наклейками.

При этом площадь машино-места должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места. Требования к размерам устанавливаются нормативно-правовым актом Минэкономразвития, принятие которого следует ожидать в ближайшем будущем.

Несоответствие площади образуемого машино-места этим требованиям является основанием для приостановления процесса постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.

Все сказанное касается в первую очередь новых зданий и сооружений, вводимых в эксплуатацию с 2017 года. А как со старыми зданиями, в которых, например, площади машино-мест вполне могут «не вписаться» в требования, установленные Минэкономразвития? И что делать, если машино-место было оформлено как доля в праве общей собственности?

Про уже существующие машино-места законодатель тоже не забыл.

Судьба уже существующих машино-мест

В ч. 1 ст. 6 Закона № 315-ФЗ указано, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления его в силу, признается машино-местом.

При этом требования к минимальному и максимальному размеру машино-мест, сведения о котором уже отражены в ЕГРП, применяться не будут.

Ранее выданные документы переоформлять не требуется, они сохраняют свою юридическую силу. Но собственники соответствующих машино-мест не лишены права подать заявление в регистрирующий орган для изменения сведений об объектах, которые указаны в качестве помещений, как машино-мест. Было бы желание!

Что делать людям, чьи машино-места были оформлены как доля в праве общей собственности? Тут тоже все не так сложно, ситуация разрешена в ч. 3 ст. 6 Закона № 315-ФЗ.

Собственник доли может осуществить выдел в натуре своей доли путем определения границ машино-места в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ и зарегистрировать право собственности на него.

Для постановки машино-места на кадастровый учет необходимо подтвердить свое право на него, предоставив в Росреестр соглашение всех сособственников или решение общего собрания, которым определен порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

Если ни соглашения, ни решения нет, в этом случае для выдела своей доли придется получить согласие иных участников долевой собственности.

Как только будут выделены в натуре и зарегистрированы все имеющиеся машино-места общая долевая собственность на помещение, в границах которого они расположены, прекращается. Общим будет являться только имущество, оставшееся после выдела долей, и необходимое для прохода или проезда к машино-местам.

Резюмируем все вышесказанное.

Машино-место подлежит постановке на государственный кадастровый учет, на него может быть зарегистрировано право собственности.

Оно может быть предметом ипотеки (пп. 6 ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» — вводится с 01.01.2017).

Объект недвижимости, отвечающий требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу Закона № 315-ФЗ, признается машино-местом.

Собственник машино-места как доли в праве на общее имущество может требовать выдела доли в натуре и регистрации права собственности на него.

Таким образом, с января 2017 года машино-места официально признаются объектом недвижимости. От обычных помещений их отличает только отсутствие материальных, осязаемых границ в виде стен и перегородок.

Для более полного понимания предлагаю посмотреть один из выпусков канала Антона Иванова о правовом режиме машино-мест. В передаче помимо самого Антона Иванова принимает участие Александра Александровна Маковская.

Часть 1. Машино-места в системе объектов недвижимости.

Часть 2. Особенности правового режима машино-мест.

Надеюсь, что статья была полезной и вам стали более понятны изменения законодательства в отношении машино-мест.

 
Статьи по теме:
Бухучет инфо ФСС новая форма: образец заполнения
Бланк отчета утвержден Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381, и его меняли уже два раза. Первый раз — с 01.01.2017 из-за передачи прав администрирования по страховому обеспечению в ФНС и исключения расчетов по временной нетрудоспособности и материнству из о
Экономико-математические методы управления денежными потоками
ТИ темп инфляции в рассматриваемом периоде, выраженный десятичной дробью.При определении общей суммы необходимого дохода по финансовой операции с учетом фактора инфляции используется формула Дн = Др + Пи, где Дн общая номинальная сумма необходимого дохода
Дарение квартиры братом сестре облагается Дарственная сестре облагается налогом
Раз в год налог на ч. собственность.От налога не освобождается доход, если договор дарения недвижимости, транспортного средства, акций, долей, паев заключается между лицами, состоящими в иных родственных отношениях двоюродный брат или сестра, дядя, тетя,
Особенности отражения стандартных вычетов по ндфл Налоговый вычет 1с зуп
ВНИМАНИЕ : аналогичная статья по 1С ЗУП 2.5 - Здравствуйте уважаемые посетители сайта . Сегодня в очередной статье мы поговорим о том, как в программе 1С 8.3 ЗУП 3.1 организован процесс учета различных видов НДФЛ: Исчисленного НДФЛ Удержанного НДФЛ Пере