Экономическое развитие 21 века. Российская экономика в начале XXI века. По дисциплине: экономическая теория

В.П. Попов, И.В. Крайнюченко

Экономика 21 века

Необходимость осуществления системного исследования развития экономики определяется нарастанием угрозы экологического кризиса, демографическим взрывом непомерным потреблением сырьевых и энергетических ресурсов, осознанием общности интересов человечества и биосферы . Формулирование стратегических целей развития человечества возможно только на основе изучения динамики развития биосферы.

Направление активности развития биосферы может служить ориентиром для выбора общечеловеческих целей, т.к. цели подсистемы должны гармонично сочетаться с целями надсистемы, Рассогласование целей может привести к распаду, краху всей планетарной организации.

При определении целей и планировании стратегий их достижения необходимо исходить из представлений, что линейного развития быть не может, что все без исключения процессы в природе имеют начало и конец . Звездные (Солнце, Земля) и молекулярные системы, живые существа, этносы, империи, государства, политические системы, корпорации, фирмы, товары, идеи неизбежно завершали свой жизненный цикл (ЖЦ).

Попытки управляемой коэволюции вызывают скепсис по причине невозможности контролировать огромное количество параметров. В XX веке в этом направлении появились обнадёживающие результаты. Учёные - синергетики поняли, что нет необходимости досконально знать все параметры самоорганизующейся системы (биосферы), чтобы управлять её деятельностью. Достаточно воздействовать на малочисленные «параметры порядка», и это направит самоорганизующуюся систему в нужный аттрактор . Например, люди с древности управляют поведением лошадей, не имея представления об их биологии.

Для стратегического планирования кроме видения целей необходимо учитывать законы развития биосферы. Если действия подсистемы противоречат законам развития надсистемы, то они обречены на провал. Проведём анализ современного состояния экономической теории в соответствии с законами развития биосферы (см. сайт holism. narod. ru).

Стратегия экспансивного развития, расширенного воспроизводства, освоения новых ресурсов, позволила человечеству существовать более 100 тыс. лет, осуществляя неуклонный рост благосостояния. Такая стратегия при ускоряющемся росте численности населения Земли была оправдана, ибо в противном случае происходило бы обнищание и даже вымирание людей. Уменьшение численности популяции при дефиците пищевых ресурсов явление типичное для биосферы. Человек посредством разума научился восполнять дефицит ресурсов. Однако этот процесс не может продолжаться вечно, непрерывной рост ВНП будет остановлен истощением ресурсов планеты. Даже сегодня 5 млрд. человек не могут жить на уровне развитых Европейских стран и США, т.к., по мнению экологов, биосфера имеет ограничения на воспроизводство ресурсов .

Опираясь на «Закон неограниченного возрастания потребностей», основными целями деятельности человечества продолжают считать экспансивность, освоение новых ресурсов, постоянное наращивание производства и максимизацию прибыли в надежде на «неограниченное во времени устойчивое развитие» . Множество участников рынка стремятся «употребить» ресурсы планеты быстрее конкурентов, что ускоряет экологический кризис. В настоящее время все новшества, повышающие уровень потребления относят к прогрессу.

Установка на неограниченное наращивание производства и потребления может стать аналогом тупиковой стратегии раковой опухоли. Продлить жизненный цикл человечеств можно только в том случае, если будет наращивать производство и потребление только тех ресурсов, которые не сильно влияют на активность биосферы. Например, минеральные ресурсы, информация, космические ресурсы, но потребление воспроизводимых биосферных ресурсов не должно подрывать продуктивность естественной и искусственной биосферы.

Даже среди прогрессивных экономистов бытует стойкое убеждение, что проблем с ресурсами не существует . Исторический опыт показывает, что «технический гений» всегда находил заменители истощившимся ресурсам, почему же этому не быть в будущем? В таких рассуждениях преобладает линейное мышление, логика чеховского «злоумышленника», который много лет свинчивал гайки с железной дороги, и при этом никаких аварий не происходило.

Принципиальная возможность найти заменитель ресурса, очевидна (космос безграничен), но каждая замена сопровождается увеличением затрат. Первобытный собиратель плодов и кореньев тратил в сотни раз меньше энергии на своё пропитание, чем современный фермер. Водородное топливо всегда будет дороже нефти. Пластмассы - заменители металла получают из нефти и т.п. Следовательно, будущая жизнь будет стоить дороже, чем настоящая. Удорожание жизни увеличит численность неимущих. Увы, прогноз не оптимистический.

Современная экономическая доктрина, ссылаясь на опыт самоорганизации биосферы, уповает на самодостаточность рыночной регуляции (авось все утрясется само собой). Если механизм самоорганизации биологических систем неизбежно приводит к вымиранию или резкому снижению численности очень многих видов живых существ, то и человек может оказаться в их числе. Насколько вероятен такой сценарий развития? Рассмотрим, чем грозит человечеству стохастическая самоорганизация.

Биосфера и все её составляющие обеспечивают самосохранение, благодаря регенерации изношенных, морально устаревших подсистем. Например, в клетках постоянно заменяются белковые молекулы. В организмах постоянно заменятся клетки (старые отмирают, синтезируются новые). В популяциях умирают организмы и рождаются новые.

Развитие техносферы также следует этому принципу. Рыночные системы управления постоянно модернизируются, управление становится все более интеллектуальным. Постоянно заменяются люди, машины, здания. Согласно этой логике биосфера для самосохранения может «отказаться» и от человечества, заменив его какой - либо другой подсистемой. Этот процесс будет выглядеть как экологическая катастрофа. Нужен ли нам такой сценарий?

Может возникнуть возражение, что природа, создавая разум в течение 4 млрд. лет не могла ошибиться, сотворив человека в качестве своего разрушителя. Но опыт человеческого социума показывает, что интеллект человека не гарантирует лояльности по отношению к надсистеме т.к. человечество в своих местнических интересах часто действует неразумно. Сочетание в человеке разума и инстинктов порождает двойные стандарты поведения. Генетические программы поведения не всегда способствуют выживанию организма. Очень многие виды живых существ вымерли по причине неспособности прогнозировать своё развитие и влиять на будущее. Слепое следование генетическим программам их не спасло. Разум подсказывает человеку, что экономический рынок должен быть свободным для всех, каждый имеет право на конкурентную борьбу, но генетический мотив возбуждает личное желание стать монополистом. Власть имущие требуют от народа выполнения набора определенных правил поведения (закон), но для себя допускаются исключения. В священных писаниях провозглашается равенство всех религий, но на практике известно множество примеров религиозной нетерпимости. Правила экологического поведения провозглашаются для всех, но «для себя» ради выгоды ими пренебрегают. Вырубаются леса, загрязняется вода, отравляется воздух, истребляются животные и др. Аналогично раковая клетка, преследуя свои корыстные цели, неизбежно погибает вместе с организмом, если организм не сумеет превентивно её уничтожить.

К сожалению, биологические мотивы сильнее социальных. Поэтому творцы экономической науки в своих построениях подсознательно базируются на собственных биологических мироощущениях. В конце 19 века профессор Лозанского университета Л. Вальрас провозгласил, что экономика должна делать только то, что приводит к максимизации прибыли. И в современном обществе под понятием «прогресс» подразумевается наращивание ВНП.

Не видящий генеральной цели разум не может корректировать инстинкты. Пока численность общества не превышала 1-1,5 млрд. отдаленную угрозу предвидели только малочисленные провидцы (например, Мальтус). Поэтому возник принцип максимизации прибыли и постоянное наращивание потребления без учета интересов биосферы.

Генетические программы поведения характеризуются «антропоморфизмом» и «антропоцентризмом». Антропоцентризм исходит из представлений человека о своей исключительности (царь природы). В борьбе за ресурсы человеку нет равных, поэтому создается иллюзия, что законы развития природы (биосферы) не распространяются на человечество и победа над природой идет ему на пользу. Человек навязывает природе правила игры, к которым она не приспособлена, но биосфера всегда избавлялась от таких разрушительных подсистем.

Антропоморфизм (человек есть мера всего) заключается в том, что стратегия экономики исходит из генетических мотивов поведения живых существ, таких как максимальное размножение, экспансивность, борьба за выживание на фоне постоянного дефицита ресурсов, чувство принадлежности к своей стае, борьба с конкурентами, альтруизм в рамках своей стаи (корпоративная солидарность). Неуправляемая рыночная экономика ориентированна на эгоистическое получение максимальной прибыли в сроки, привязанные к жизненному циклу человека.

Развитыми странами считаются те, которые достигли высокого уровня потребления. Этот антропоморфный критерий является следствием «голодного» мышления, когда представление о благополучии ассоциировалось с толщиной живота вельможи. Для истощенного организма наращивание биомассы до определенной величины может служить показателем здоровья, но превышение веса начнет приносить одни неприятности.

Для биосферы развитие - это не рост потребления, а совершенствование разнообразных механизмов адаптации, в том числе и отказ от потребления, например, анабиоз. И в экономической деятельности кроме прибыли необходимо также обеспечивать устойчивость, надежность, адаптивность.

Разум человека, хотя и не очень успешно, пытается корректировать генетические программы поведения внутри социума. Появилась мораль, этика, нравственность, религия, законодательство и пр. Однако по отношению к биосфере современная экономика продолжает оставаться безнравственной.

Итак, ноосферный путь развития может быть осуществлен только через науку и образование. Знающему человеку легче объяснить пагубность некоторых его инстинктов и генетических программ поведения. Следовательно, человечество должно отказаться от методов стохастического развития и использовать разум.

Кроме экологических конфликтов между человечеством и биосферой имеют место внутренние (социальные) конфликты. Социальные конфликты также могут привести к полной гибели (ядерная война) или вымиранию части человечества (голод, болезни, техногенные катастрофы). Современная западная экономическая модель не решила проблем всего быстро растущего человечества. Рыночная экономика смогла «накормить» только те страны, которые первыми стали на этот путь в своем регионе, сконцентрировав часть ресурсов «третьих стран», при этом, не сильно увеличивая численность своего населения (Европа, США, Япония). В человечестве возникли резкие диспропорции в уровнях потребления и развития, почти 5 млрд. человек живут в десятки раз беднее, чем США и Европа, и это в настоящее время угрожает устойчивости всего человеческого общества. В мире много сообществ осталось на уровне родоплеменного и феодального состояния и 75% населения Земли недоедает. В настоящее время более 10 млн. человек в год умирает от голода (страны Азии и Африки), Азия напрягает биосферу количеством едоков, а Запад - количеством и качеством потребляемого . Таким образом, Запад, решив локальную проблему своего благополучия, увеличил диспропорции в уровне жизни всего человечества. Возникла новая глобальная проблема, чреватая мировыми конфликтами «голодного» большинства с благополучным меньшинством.

Так как социальные конфликты чаще всего возникают на почве дефицита ресурсов, правильная экономическая деятельность может способствовать разрешению социальных проблем. Пока целью экономики является не сохранение биосферных ресурсов (этим занимается экология), а их потребление и распределение (политика, экономика). Пора наводить мосты между разными науками.

Утверждение, что рынок лучшим образом обеспечивает жизнедеятельность экономической системы, явно преувеличено. Капиталистический рынок существует около 300 лет, а феодальные тиранические, авторитарные системы с ограниченной внутренней конкуренцией существовали иногда тысячи лет.

В настоящее время «свободный» рынок, являясь эффективным средством наращивания производства и потребления, не заинтересован производить «общественные блага, обеспечивать социальные гарантии, игнорирует социальные и этические критерии справедливости при распределении ресурсов, создает социальную напряженность, коррупцию, рэкет. Стремление максимизировать прибыль отодвигает на задний план заботу о будущих поколениях и сохранении биосферы . Рыночные механизмы производства товаров и услуг приводят к разрушению среды обитания, автомобильным пробкам, социальному неравенству.

Современный капитализм убеждает общество в том, что конкурентная борьба совершенствует экономический механизм. Такое мнение опирается на преувеличенную роль борьбы за существование в биосфере. Например, подсистемы живых организмов (внутренние органы) почти не конкурируют. Конкуренция в биосфере происходит только между организмами, популяциями, видами и то не всегда. Имеют место симбиозы внутри вида, внутри колонии (муравьи, пчелы, бактерии), коллективная защита, коллективные действия, т.е. не только борьба, но и системный альтруизм. В рыночных взаимоотношениях также можно встретить альянсы, монополии, союзы, корпорации, подсистемы которых не конкурируют.

Если для всех 6 млрд. человек невозможно обеспечить потребление ресурсов по европейскому образцу без разрушения биосферы, то остаётся или перераспределять общечеловеческий продукт, или физически сокращать численность «голодающих». Однако у политиков в настоящее время нет способов реализации таких решений.

Высокий уровень потребления не может застраховать богатые страны от разрушения. Системы, приспособленные к существованию в условиях «изобилия» ресурсов, часто испытывают острую стагнацию при их ограничении. Опыт биосферы неоднократно демонстрировал факты, когда «суперпотребители» ресурсов вымирали в результате катастроф (например, динозавры и другие крупные животные), а мелкие и неприхотливые - выживали и занимали опустевшие экологические ниши . Предприятия в погоне за максимальной прибылью, исчерпав резервы, разорялись, кризисы капиталистического перепроизводства регулярно потрясают мир. Однако отшельник, живущий натуральным хозяйством, может не заметить экономического кризиса, а разорившийся миллионер покончит жизнь самоубийством. Аборигены Австралии пережили многие империи, только вмешательство Западной цивилизации может их погубить, как, например, американских индейцев. На длинной дистанции спринтеры уступают стайерам. Будущая экономическая наука должна изменить критерии развития и провозгласить принцип ограниченного потребления возобновляемых ресурсов планеты.

Рассмотрим основные тенденции развития мировой экономики. Глобализация привела к взаимозависимости экономик всех стран. Экономические системы научились сглаживать периодические кризисы. На передний план выходит соперничество между крупными монополиями и олигополиями на национальном и мировом рынках. Существование монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства и имеют возможность разрабатывать и внедрять научно-технические достижения, освобождающие человечество от биосферной зависимости.

В начале 21 века усиливается монополистический по своей природе государственный сектор. Государство не способно контролировать «свободную» деятельность миллионов предпринимателей, но совершенствует регулирование действий монополий (регулирует цены). Монополист имеет возможность не спешить поглощать биосферные ресурсы, он может прекратить наращивание ВВП без риска быть разорённым и осуществлять стратегию нулевого роста (если не будет расти численность населения). Очевидно, что поведение небольшого количества монополий (олигополии) государству контролировать легче, чем множество мелких «свободных» участников рынка. Можно предсказать усиление государственной деятельности в сфере сохранения биосферы, введение ограничений на эксплуатацию природной среды, усиление адаптивности к геокосмическим опасностям.

Большую роль приобретают вклады государства и частных фирм для финансирования образования, медицины, социальных нужд. Наблюдается тенденция к унификации экономических и политических систем. Появились бизнесмены, контролирующие научные знания и технологии. Мир начинает движение к экономике знаний и информационных технологий.

Как видно, наметившиеся сдвиги в мировой экономике разворачивают вектор развития. Однако, количество оставшихся проблем настолько велико, что обольщаться наметившимися положительными сдвигами не следует.

Существует, например, возможность доминирования монополий над государством. Корпорации всегда подкармливают чиновников (государство), а государство издает для них законы, определяя правила игры и арбитража. Складывающаяся ситуация выгодна пока странам «золотого миллиарда». Социальное неравенство Востока и Запада дезинтегрирует человечество, ослабляя адаптивные способности, усиливает вероятность кризиса.

Более медленно развивающиеся страны Востока, Азии, Латинской Америки, Африки пытаются увеличить ВНП часто за счет сокращения дохода на душу населения. В итоге с 1985 по 1989 среднедушевые доходы в 40 странах упали в 94 раза. Богатая 1/5 часть человечества потребляет в 61 раз больше, чем самая бедная 1/5 часть . В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимой для эффективного управления на демократической основе.

Примеры управляемой коэволюции богатых и бедных имеют место уже сегодня. Шведская модель государственного выравнивания уровня потребления населения («шведский социализм») заключается в прогрессивном налоге с прибыли. Богатые люди, фирмы, предприятия отчисляют в бюджет страны львиную долю своих доходов в виде налогов. Эти средства государство расходует на социальную сферу, т.е. для бедной части населения, сглаживая социальную напряженность, и, при этом, не подавляя частной предпринимательской инициативы. В отличие от централизованной советской экономики, где выравнивание доходов становилось демотивационным фактором, шведское государство через законы и налоговую систему осуществляет «насилие» над рынком, т.е. препятствует его стохастизму, гибко сочетая управление и самоорганизацию. Растет значение централизации в управлении, возвращается регулируемая экономика, демонстрируя тысячелетнюю живучесть.

Рассмотрев этот опыт и перенеся его на все человечество, мы приходим к идее мирового государства, где подсистемами будут национальные государства, выплачивающие прогрессивный налог в общечеловеческий бюджет. Эти средства должны идти на защиту человечества от социальных потрясений, экологических и космических катастроф. Если не начинать действовать сегодня, завтра может оказать поздно. Осознанные действия всегда начинаются с науки, но нужны и политические механизмы ноосферного мышления.

Литература

1. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: Россия молодая, 1994.

2. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы.- Ростов - на -Дону: СКЦВШ, 2003. (сайт holism. narod. ru)

3. Попов В.П. Инварианты нелинейного мира. – Пятигорск: Технологический университет, 2005. (сайт holism. narod. ru)

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация. Темпомиры. - СПб.: Алетейя, 2002.

5. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник. / Под. Ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечеловой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

6. Насратуллин В.К. Неравновесная экономика. - Уфа.: Восточный университет, 2004.

7. Иванов О.П. Глобальные экологические проблемы и эволюция. / Глобализация: синергетический подход - М.: РАГС, 2002.

8. Пороховский А. XXI век и экономическая теория: мировые тенденции в Российской реальности. // РЭЖ 99. №11, с. 71-75.

9. Иноземцев В.Л. Пределы догоняющего развития. – М.: Гардарики, 2000.13.

В.П. Попов, И.В. Крайнюченко, Экономика 21 века // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15175, 19.03.2009


Наиболее заметным мероприятием в области экономики стало установление "плоской" шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых доходов, была установлена единая ставка уплаты налогов – 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель расширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма", на основе которого был создан орган финансовой разведки – Комитет по финансовому моторингу.

В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой кодексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграрных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государственной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, касающихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банковскому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов населения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось "равноудаление олигархов" от социально-экономических и политических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от политической деятельности, перераспределение их собственности, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить социальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления "сырьевого крена" экономики явилось создание государственных корпораций: авиационной, судостроительной, "Роснано", "Ростехнология", "Росатом" и др. Они преследовали цель технологического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин озвучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название "План Путина". По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырехкратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, модернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситуация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и заработавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обеспеченность населения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000–2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз – со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. – в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличился в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза – с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999–2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфляции, возросшей в 2000–2007 гг. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и проблемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не произошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.

В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ - «Основные направления социально-экономического развития Российской Феде­рации на долгосрочную перспективу», который определил стратеги­ческие приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредото­чено на решении серии безотлагательных вопросов.

Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснован­ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото­рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятель­ности. Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных дохо­дов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу. Рос­сия вступила в сообщество международных финансовых разведок.

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле­ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз­ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь­ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при­влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше­нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле­ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи­мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль­нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте­пенно охватывала новые отрасли.


Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре­пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй­ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони­ровал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт срав­нивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуа­ции в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекцио­нистские меры.

В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про­гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соот­ветствует мировому уровню.

В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон­но-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно со­средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Рас­ширение финансирования и начавшиеся в ОПК. преобразования на­правлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.

Новые инициативы экономической политики уже дали положи­тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд­жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.

Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи­тельно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за­долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. не­сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль­ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре­форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на­уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.

Как справедливо полагает профессор Бартенев, описывая историю экономических преобразований в России: “Экономическая политика не может и не должна опираться на жесткие схемы. Она признана учитывать всю совокупность условий, предусматривать многообразие вариантов и альтернатив. Сама политика охватывает необычайно широкий диапазон, многозвенную палитру направлений, уровней и действий”.

Именно этого не было сделано при реализации программы “шоковой терапии” в России. Реформа в России проводилась через принятие нормативно-правовых актов, в большинстве своем на начальном этапе подзаконных: постановлений, указов, распоряжений. Расчёт был сделан на регулирование экономики посредством использования механизма цены. В этот период в России существовал тотальный дефицит товаров, но на руках у населения скопилось большое количество денежных средств, которые не было возможности куда-либо потратить. Правительство Гайдара разом отпустило цены в стране, и возникшая инфляция разом лишила людей накопленных сбережений.

Проблема заключалась не только, к сожалению, в росте цен на товары и услуги, но сократилось и производство. Предприятия, испытывая дефицит денежных средств, которые, к тому же, обесценивались опережающими темпами, были не в состоянии приобрести все необходимые сырьевые материалы для бесперебойного производства.

Сторонники “шоковой терапии” верили, что период “шока”, сокращения производства и гиперинфляции продлится недолго. Они рассчитывали, что “невидимая рука” рынка сама обанкротит предприятия, выпускающие нерентабельную, некачественную, устаревшую продукцию, а цены станут регуляторами спроса и предложения, как в классической рыночной экономике.

Однако реформаторы допустили ряд грубейших ошибок. Прежний экономический механизм был полностью сломан (односекторная модель). Были ликвидированы Госплан и министерства, отвечающие за директивную экономическую политику. Новая система управления экономическими процессами сформирована не была.

Вместо одного дисбаланса (“денег много – дефицит товара”) государство создало своими действиями другой (“нехватка денег – дефицит ликвидности – отсутствие у предприятий оборотных средств – снижение производства – стагнация в экономике”).

Экономика оказалась в состоянии перманентного кризиса, который продолжался вплоть до 2000 года. Так объём ВВП в 1999 году по отношению к 1991 году сократился минимум на 40 %. Наибольшие падения были отмечены в обрабатывающих отраслях промышленности: машиностроении, приборостроении, автомобилестроении, легкой промышленности. Стал очевиден дисбаланс в структуре производства между отраслями, производящими продукцию для народного потребления, и базовыми отраслями экономики, так называемые “тяжелыми” отраслями: энергетикой, металлургией, химией и нефтехимией. Так, если с 1990 по 1994 гг. в отраслевой структуре промышленности России доля тяжелой промышленности (энергетика, металлургия, химия и нефтехимия, деревообработка) колебалась от 79,9 % до 85,4 %, то машиностроение и металлообработка занимала долю равную от 16,8 % до 21,7 %, легкая промышленность – от 4,4 % до 9,8 %, пищевая промышленность – от 9,6 % до 10.3 %. При этом меньшие доли отраслей, производящих потребительские товары, приходятся на 1994 год, свидетельствуя о том, что к середине 90-х годов ситуация ухудшалась

Сельское хозяйство медленно умирало. Эффективных многочисленных фермерских хозяйств так и не было создано, т.к. цены на сельскохозяйственное оборудование росли быстрее, чем на продукцию агропромышленного комплекса, то есть ни один фермер не мог себе позволить приобрести технику для обработки земель. Банковская система не работала, кредиты малому бизнесу и фермерам либо не выдавались вообще, либо предлагались с такой ставкой процента, что любой бизнес сразу же терял привлекательность: прибыль из него извлечь было невозможно.

Одной из основных проблем, как уже отмечалось, была инфляция. Её породили ряд таких факторов, как: (1) рост цен на услуги естественных монополий; (2) инфляционные ожидания; (3) неустойчивость экономики страны. Если в 1994 году за один российский рубль давали 41 американский цент, то в 1999 году – всего 4 цента.

Резко ухудшился уровень жизни россиян. Денежные доходы каждого третьего россиянина были на уровне ниже официального прожиточного уровня. Семьдесят процентов населения располагали 10 % совокупного дохода в России, а 0,2 % обладали 70 % национального богатства. Доход самых богатых россиян был выше в десятки раз дохода самых бедных слоев общества. Остается до сих пор загадкой, как удалось не допустить социального взрыва, ведь социологи давно рассчитали, что в стране, где доход самых богатых превышает доход самых бедных граждан более чем в 14 раз, происходит революция.

Одновременно с этими негативными процессами быстрыми темпами росли теневая экономика и криминализация российского общества.

Усугубляло ситуацию еще и то, что к началу реформ инвестиционные ресурсы в стране были исчерпаны. В стране существовал дефицит бюджета, инфляция “съедала” накопления граждан, иностранные инвестиции в страну не шли. Никто не хотел даже пытаться инвестировать в экономику с неоформленной нормативно-правовой базой, отсутствием института защиты средств инвестора, большим удельным весом энергоемких, материалоемких, трудоемких производств, характеризующихся научно-техническим отставанием, значительным налоговым прессом.

Начиная с 1999 года в экономическом развитии наметился некоторый сдвиг. Однако он произошел не благодаря успешным структурным преобразованиям, а из-за благоприятной внешней конъюнктуры и высоких цен, в основном, на российское сырье и полуфабрикаты (нефть, газ, черные и цветные металлы). Это стало возможным благодаря девальвации (в 4 раза) рубля по отношению к доллару. Экспорт российских производителей стал выгодным, а импорт в Россию, наоборот, подорожал, что вызвало оживление внутреннего спроса на продукцию российских производителей.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, в начале 21 века экономика России имела ряд значительных нерешенных проблем, отсутствие действенной экономической политики даже, несмотря на постоянно принимаемые законы и указы Президента РФ, направленные на развитие экономики и повышения уровня жизни населения.

Уместен вопрос: а обладает ли Россия достаточным экономическим потенциалом для разработки и реализации такой успешной экономической политики, нацеленной на реализацию структурных реформ и способной изменить ситуацию в стране к лучшему?

Для ответа на этот вопрос необходимо изучить экономический потенциал России и дать оценку положению страны в мировом хозяйстве. На базе этого анализа станет возможным сформулировать перспективы развития России и основные направления её будущей экономической политики.

Понятие “экономический потенциал” весьма сложное и многогранное. В кратком обозначении, это – “совокупная способность отраслей народного хозяйства страны эффективно производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению и т.д.”.

То есть, экономический потенциал отражает, по сути, природно-ресурсный потенциал (наличие полезных ископаемых), характеризует достигнутый уровень развития экономики страны и особенности её структуры, а также показывает степень её вовлеченности в мировые экономические процессы и в ВЭД.

Для оценки экономического потенциала, чаще всего, эксперты используют показатель ВВП.

Исходя из такой трактовки, следует констатировать, что с момента начала реформ экономический потенциал России по сравнению с промышленно развитыми странами снижался. Так, если в 1993 году ВВП России (в абсолютных величинах) составил 735,2 миллиарда долларов США или более 3,3 % от общемирового значения (девятое место в мире), то в 2000 году он составил – 1,61 % от общемирового.

По официальным индексам Института Европы РАН, в 1998 году объём промышленного производства в России составил 28 % от уровня США, 36 % от уровня Германии, 61 % от уровня Франции, 73 % от уровня Великобритании. При этом соответствующее соотношение по ВВП в этом же году для России оказались равными 7,5 % к уровню США, 32,5 % к уровню Германии, 44,5 % к уровню Франции и 47,5 % к уровню Великобритании.

Цифры крайне неутешительны, особенно, если учесть, что и Германия, и Франция, и Великобритания, и даже США уступают России по ряду позиций: или по территории, или по числу высоко квалифицированных работников, или по запасам природных ископаемых.

Так, из общего объёма полезных ископаемых, добываемых в мире, на Россию приходится: апатитов – 55 %, природного газа – более 28 %, алмазов – 26 %, никеля --22 %, нефти – 12 %, каменного угля – 12 %.

На территории страны расположено 23 % всех мировых запасов угля. По разведанным запасам этого полезного ископаемого Россия занимает третье месть в мире после США и Китая.

К сожалению, как отмечают многие эксперты, наличие такого количества полезных ископаемых зачастую создает больше проблем, чем положительных моментов, т.к. приводит к тому, что мы перестаем ценить то, что имеем и полагаемся на экспорт сырьевых ресурсов, не стремясь диверсифицировать экономику, сделать её инновационной, нежели чем сырьевой. Об этом, в частности, свидетельствуют даже заявления правительственных органов. В частности, в документе “Уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2008 года”, составленном в Минэкономразвития России сказано: “В 2006—2008 гг. в российском экспорте в основном будут представлены топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, химические товары и удобрения, лесобумажная продукция, машинно-технические изделия”. Машинно-технические изделия займут в российском экспорте традиционно самую малую долю.

В заключение рассмотрения экономики России хотелось бы отметить следующее. Несмотря на то, что последние несколько лет Россия демонстрирует достаточно высокие темпы роста ВВП, несмотря на огромные объёмы золотовалютных резервов и накоплений в Стабилизационном фонде, в экономике до сих пор сохранилась масса проблем, зародившихся в начале 90-х годов. Среди них: (1) низкий жизненный уровень населения, особенно работников бюджетной сферы; (2) высокая криминализация и коррумпированность экономики; (3) обширная “теневой” сектор в экономике; (4) преобладание в структуре экспорта сырья и полуфабрикатов; (5) изношенность основных фондов в промышленности (более 50 % в металлургии); (6) плачевное состояние в сельском хозяйстве, несмотря на то, что оно признано приоритетным в рамках одного из национальных проектов; (7) отток капитала за границу (от 5 до 15 миллиардов долларов в год в зависимости от мнений разных экспертов); (8) отток в промышленно развитые страны наиболее перспективных научных кадров и сотрудников высшей школы, вызванный низким финансированием отечественной науки, плохая развитость машино- и автомобилестроения, в Россия пльзуются спросом не отечественные машины, а новинки зарубежного автопрома: Ford, новый опель астра и др.

Для решения этих серьезнейших проблем потребуется не только время и большие капитальные затраты со стороны государства и бизнес-сообщества. Экономисты давно согласились с тем, что в любой экономике “человеческий фактор” играет определяющую роль. Россия в этом плане – не исключение. Основной движущей силой в преобразовании экономики России станет желание и соответствующее поведение её каждого хозяйствующего субъекта.

Глава 2. Особенности экономического развития России XXI века.

2.1. Инновационная деятельность

В современных условиях развитие науки становится непременным условием создания предпосылок устойчивого духовного, интеллектуального, научно-технического и социально-экономического развития общества и государства.

Высокие технологии – это та сфера, которая может решить самые амбициозные задачи в социально-экономическом развитии любого государства. Именно они являются тем мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих станах выдвигаются на первый план уже не эти отрасли, еще недавно определявшие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий.

В группу высокотехнологических производств с технологиями «высокого уровня» обычно включаются производства, обеспечивающие выпуск наукоемкого продукта, рассчитанного на массового потребителя. Как показывает мировой опыт, альтернативы инновационному пути развития нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота, улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшает социально-экономическую ситуацию в стране.

Именно поэтому в XXI в. важнейшим условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика, поскольку динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира стало окончательно основываться исключительно на инновациях, последствия которых приняли стратегически важный характер.

В России в отличие от большинства стран мира преимущество отдается бюджетному финансированию научных исследований и разработок как на федеральном, так и региональном уровнях, хотя общеизвестно, что научный и инновационный потенциал стран превосходит многие западные страны вместе взятые. Тормозом является то обстоятельство, что еще с советских времен считалось главным получить результат, показать его и опубликовать. До создания законченного научно-технического продукта, который можно не только показать, но и продать, дело не доходило.

Можно констатировать, что в настоящее время государство уделяет большое внимание развитию науки и ее инфраструктуры. Так, начиная с 2001 г. только в федеральном бюджете ежегодное финансирование науки увеличивается примерно на 70%. Возможно, это не много, но положительная поступательная тенденция налицо. Однако несмотря на такое ежегодное увеличение средств, отдачи практически нет. Особенно в наукоемких субъектах Российской Федерации. А ведь именно они являются тем звеном, которое призвано и на деле должно осуществлять внедрение новых технологий в промышленное производство. Мировой опыт показывает, что любая новая технология, которая сейчас продается во всех странах, начинала свою историю именно с местного рынка. 2

2.2. Предпосылки глобализации российской экономики

Глобализация - это рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающихся усилением экономической зависимости стран мира,- стала в настоящее время основной тенденцией развития мировой экономики. Она проявляется прежде всего в опережающем по отношению к материальному производству росту объемов международной торговли, финансовых и инвестиционных потоков.

Глобализация мировой экономики порождена действием целого ряда факторов, связанных с качественными изменениями в материальном производстве и сфере инфраструктуры.

Рыночная модернизация представляет собой переход экономики на новую технологическую основу и одновременного формирования адекватного ей механизма хозяйствования. Мировой экономике известны 2 типа модернизации: пионерская и догоняющая .

Пионерская характерна для стран-лидеров мирового технологического и экономического прогресса. Догоняющая модернизация характерна для стран, которые находятся во втором "эшелоне" развития. Главным отличием такой модернизации от пионерской состоит в том, что ее базой является освоение технологий и экономических механизмов, уже созданных в странах-лидерах.

Отличительные черты:

    Запаздывание в развитии;

    Отсутствие внутренних ресурсов в связи с отставанием национального производства. Вынужденное использование нерыночных методов утверждения своих позиций в мировом хозяйстве.

    Утверждение сильного национального хозяйства, берущего под свой контроль ход экономической модернизации и др.

Современные производственные силы требуют мобилизации все более крупных накоплений, монополизации экономических ресурсов крупными хозяйственными субъектами и государством. Таким образом "догоняющая" модернизация содержит в себе высокий риск огосударствления экономики, подавления демократии и откат в реформах.

Особенности "догоняющего" развития отечественной экономики:

1. Экономическое развитие России на протяжении почти двух столетий имеет общие с развитием других стран природу, цели и содержание. Советская экономическая система стала мощным механизмом накопления вещественного капитала страны, отделения труда от собственности. Ее материально- техническая составляющая была адекватна материально-техническому базису раннего и зрелого индустриализма, а начало ее кризиса в конце 60-х гг. совпадает с переходом мировой экономики к позднему индустриализму.

2. Под воздействием внутренних противоречий и проводимых реформ сама советская экономическая система развивалась в сторону рыночных хозяйственных отношений. Экономическую систему, сложившуюся к началу 80-х гг. нельзя однозначно трактовать как нерыночную, хотя она существенно отличается от системы рыночных отношений развитых стран. Итогом экономической модернизации в СССР к началу пятой волны реформ стало образование гибридного типа рынка- специфическая система хозяйствования, которая была основана на деформировании рыночных механизмов "бюрократического рынка" (система горизонтальных и вертикальных торгов в процессе принятия и выполнения плановых заданий).Логика экономического развития подрывала материально-техническую базу советской экономической системы и вела к модернизации основных черт ее хозяйственного механизма в направлении перемещения центра принятия экономических решений на более низкие уровни иерархии централизованного управления (к министерствам, ведомствам).

Волны российских реформ приходятся на повышательную фазу "длинной волны" Н.Д. Кондратьева. По его расчетам, подъем "длинных волн" приходится на периоды 1788-1814гг (I волна),1849-1873гг (II волна), 1896-1920 (реформы Витте-Столыпина). По современным расчетам следующий подъем "длинной волны" пришелся на 1952-1974гг (реформы Хрущева-Косыгина), а в конце 80-х-начале 90- подъем 5-той волны, которой соответствуют современные рыночные реформы российской экономики. Это является доказательством того, что общий процесс рыночной модернизации российской экономики за последние 200 лет достаточно соответствуют логике мирового экономического развития. В стадии подъема "длиной волны" отставание России от стран-лидеров экономического прогресса усиливалось, что вынудило власти идти на реформы "сверху".

Для страны внешнеполитический фактор всегда был превалирующим при выборе курса на создание передовой промышленности.

Спецификой российской индустриализации всегда было то, что средства для ее осуществления изымались у действующего производства, а не создавались в ходе естественного накопления капитала. В России всегда происходило изменение сфер инвестирования- средства направлялись преимущественно в военную и связанную с ней отрасли. Кроме того, изымаемых средств не могло хватить на развитие всех укладов во всех отраслях экономики. Поэтому система экономического развития в России издавна была фрагментарной.

4. Прорывы России на пути рыночной модернизации неизбежно завершались откатами реформ, приходящихся на спад в "длинной волне". Общим для фаз контрреформ в сфере экономики было введение ограничений в развитие рыночных отношений, сдерживание свободы хозяйствования с одновременным наращиванием государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

При "догоняющем" развитии используется в основном 2 стратегии: импортозамещающая и экспортно-ориентированная.

Первая выдвигает в качестве приоритета создание диверсифицированных промышленных комплексов, призванных насытить внутренний рынок и только потом развернуть их экспорт.

Вторая ставит во главу угла международную промышленную кооперацию. Условием успешного продвижения России по пути экономического прогресса выступает, прежде всего, концентрация ее собственных усилий и ресурсов на формировании эффективного, технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства. В XXI веке Россия будет вынуждена придерживаться главным образом импортозамещающей стратегии.

Вмесите с тем страна не может отказаться и от использования преимуществ экспортно-ориентированного развития. Внешние экономические связи, в том числе и внешняя торговля, способны активизировать собственный потенциал.

В экспорте России преобладают товары, отличающиеся низкой ценовой эластичностью, неустойчивостью ценовой динамики, наличием- в долгосрочной перспективе- тенденции к понижению цен и довольно медленными темпами расширения спроса. К тому же рынок некоторых товаров не является свободными. Рынок нефти контролирует ОПЕК, рынок черных металлов регулируется крупнейшими западными странами, сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети.

Ничтожен удельный вес в российском экспорте машин и оборудования и в 5 раз ниже, чем в экспорте "средней" высокоразвитой западной страны.

В импорте России слишком большое место занимает продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. При данном состоянии сфера материального производства Россия попала в значительную зависимость от зарубежных поставок.

В географической структуре внешней торговле сохраняется тенденция к ослаблению роли стран СНГ. Емкость рынка и платежеспособность партнеров по СНГ невелики, а их возможность участия в производственной кооперации, особенно если речь идет о создании высокотехнологичной продукции, в настоящее время ограничены.

Состав основных торговых партнеров России в 2004г. не изменился. В десятку первых входят Германия, США, Украина, Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Финляндия.

Экономика России располагает рядом преимуществ:

1. Обеспеченность страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов. Страна испытывает потребность в завозе извне сравнительно небольшой гаммы видов сырья: марганца, хрома, титана, свинца, ртути и некоторых других.

2. Сравнительная дешевизна некоторых факторов производства

(имеются значительные по масштабу производственные фонды и квалифицированная дешевая рабочая сила). Включение российских предпринимателей в международную кооперацию могло бы осуществится путем изготовления узлов, деталей и компонентов по заказам зарубежных производителей готовой продукции.

3.Уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности (авиакосмическая и атомная промышленность, судостроения, производство лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии, разработке программного обеспечения, проведение геологических изысканий).

По-моему мнению, для реализации данных преимуществ и получения эффекта в проводимых реформах должны учитываться следующие моменты:

Оседание финансов за границу путем невозврата экспортной выручки, неэквивалентного бартера, оплату фиктивных импортных товаров и услуг, контрабанду. Необходимо ужесточить контроль государства за этими операциями.

Несовершенство и неполнота законодательной базы страны. Так например, в России нет законодательных или иных нормативно-правовых актов по вопросу конкурентоспособности. Следовательно, необходимо создание дееспособной межведомственной комиссии по конкурентоспособности.

Конкурентный выход наших изделий на внешний рынок потребует возрождения и интенсификацию научно-производственной кооперации предприятий между собой и зарубежными странами. Необходимо усиление коммерциализация научных результатов нашей страны.

В перспективе мирового хозяйства возможно выделения 3-х полюсов экономической мощи:

    европейская

    американская

    восточно-азиатская.

Россия же может стать:

    участником 1 или сразу 2 суперблоков (европейский и восточноазиатский)

    лидером самостоятельного интеграционного объединения СНГ

    независимым аутсайдером.

Заключение

Современное состояние экономики России характеризуется переходом к рыночной системе. Это означает, что в экономике происходит относительно длительный процесс распада административно-плановой системы и формирования рыночной системы.

Несмотря на то, что административно-плановая система была малоэффективной, она имела известную устойчивость, которая достигалась благодаря применению дешевых природных и людских ресурсов. Определенную роль в сохранении устойчивости административно-плановой системы сыграл теневой рынок. Тем не менее существование административно-плановой системы сопровождалось снижением эффективности производства, падением темпов прироста ВВП, деформацией структуры экономики, растущим дефицитом товаров и услуг, внешнего долга и сокращением валютных резервов. Эти процессы в конечном итоге привели к кризису административно-плановой системы и ее распаду. Это предопределило объективную необходимость перехода к рыночной экономике и осуществления следующих элементов рыночных реформ:

Макроэкономическая стабилизация;

Структурная перестройка экономики;

Создание эффективной системы социальной защиты населения.

Также Россия должна уделить большое значение финансированию инвестиционной деятельности, которая является тем мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Список литературы

    Казанцев С.В. Выбор цели // ЭКО Всероссийский экономический журнал. – 2004. - №12. – С. 31-34.

    Г.Фетисов К решению важнейшей макроэкономической проблемы России // Российский экономический журнал. – 2005. - № 11-12. – С. 4-7.

    Инновации – условие конкурентоспособности / Ю.Кобрин // Экономист. – 2004. - №12. – С.23–29.

    Иванов, С.И. Основы экономической теории/ С. И. Иванов. – 7-е изд. – В 2-х книгах. Книга 2. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 304с.: ил.

    Буглай, В.Б. Международные экономические отношения/ Н.Н. Ливенцев, В.Б. Буглай. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256с.

    XXI век. Формирование правовых основ экономической деятельности субъектов Российской Федерации / А.Городилов и др. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 200 с.

1 К решению важнейшей макроэкономической проблемы России / Г.Фетисов // Российский экономический журнал. – 2005. - № 11-12. – С. 4-5.

Особенности "догоняющего" развития отечественной экономики : 1. Экономическое развитие России на протяжении почти...

  • Перспективы развития России в XXI веке

    Курсовая работа >> Экономика

    Глава 2. Стратегия будущего развития России 2.1 Проблема выбора стратегии 2.2 Контуры и особенности стратегии 2.3 Меры... определиться с тем, какой будет структура российской экономики в XXI веке . - сохранится ли её топливно-сырьевая...

  • Китайское чудо. Уроки для развития российской экономики

    Доклад >> Экономика

    Чудо». Уроки для развития российской экономики . Реформы в Китае... охватывают период до середины XXI в. Поэтапность – основа... формы организации труда и особенности привлечения к планируемых преобразований... четвертей XX века китайская экономика имела очень...

  • Российско -китайские торгово-экономические отноешния в XXI веке

    Реферат >> Экономика

    ... XXI веке . Задачи Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1 выявить особенности развития российско ... Н.А. Китайская экономика в XXI веке . СПб, 2004. С. 87 1 Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке . СПб, ...

  •  
    Статьи по теме:
    Бухучет инфо ФСС новая форма: образец заполнения
    Бланк отчета утвержден Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381, и его меняли уже два раза. Первый раз — с 01.01.2017 из-за передачи прав администрирования по страховому обеспечению в ФНС и исключения расчетов по временной нетрудоспособности и материнству из о
    Экономико-математические методы управления денежными потоками
    ТИ темп инфляции в рассматриваемом периоде, выраженный десятичной дробью.При определении общей суммы необходимого дохода по финансовой операции с учетом фактора инфляции используется формула Дн = Др + Пи, где Дн общая номинальная сумма необходимого дохода
    Дарение квартиры братом сестре облагается Дарственная сестре облагается налогом
    Раз в год налог на ч. собственность.От налога не освобождается доход, если договор дарения недвижимости, транспортного средства, акций, долей, паев заключается между лицами, состоящими в иных родственных отношениях двоюродный брат или сестра, дядя, тетя,
    Особенности отражения стандартных вычетов по ндфл Налоговый вычет 1с зуп
    ВНИМАНИЕ : аналогичная статья по 1С ЗУП 2.5 - Здравствуйте уважаемые посетители сайта . Сегодня в очередной статье мы поговорим о том, как в программе 1С 8.3 ЗУП 3.1 организован процесс учета различных видов НДФЛ: Исчисленного НДФЛ Удержанного НДФЛ Пере