План роль фарм работника в системе здравоохранения. Вовлечение фармацевтов в программу профилактики неинфекционных заболеваний. Опыт Канады. Список использованной литературы
Солонинина Анна Владимировна
Проректор, заведующая кафедрой УЭФ ФДПО и ФЗО, проф. Пермской ГФА, д.фарм.н.
Перед медицинскими и фармацевтическими работниками стоят вопросы:
- на каком ЛП остановить свой выбор?
- как повысить эффективность лечения?
- как уменьшить нежелательное действие ЛП?
- как осуществить замену ЛП?
- как оптимизировать стоимость терапии?
- как улучшить качество жизни больного человека?
Врач в XXI в. не успевает следить за постоянно обновляющимся ассортиментом лекарств, данными по фармакотерапии, проявляя вынужденный консерватизм в назначении ЛС, пользуется в среднем 20-30 препаратами в ежедневной практике, не всегда выписывает рецепты.
Пациент в XXI в. - грамотный и требовательный потребитель. Он осторожно относится к приему ЛС. В моде здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Меньше обращается к врачам, чаще к фармацевту, а чаще прибегает к самолечению.
Фармацевт (провизор) в XXI в. - консультант врача и пациента. Его рекомендации влияют на выбор препаратов. Он оказывает помощь при выборе ЛС для самолечения, принимает участие в поддержании здоровья населения и рациональном применении ЛС. Он должен быть и диагностом, и психологом, и маркетологом, и диетологом, и бизнесменом, и юристом.
Почему сегодня пациент, минуя врача, обращается за помощью в аптеку?
Потому что это доступнее. Помимо этого фармацевтические работники больше знают о лекарствах, могут идентифицировать проблемы, связанные с лекарствами, давать рекомендации для решения проблем, отправлять в необходимых случаях к врачу, улучшать знания врачей и пациентов о лекарствах, консультировать их, контролировать применение лекарств, терапевтические результаты и принимать ответственные решения.
Аптека - наиболее подходящее место для продвижения здорового образа жизни и информирования о факторах риска.
Руководства по правилам Надлежащей аптечной практики (НАП):
- 1993 год - «Стандарты качества аптечных услуг», МФФ (FIP);
- 1996 год - «Надлежащая аптечная практика в общественных и больничных аптеках», ВОЗ, МФФ;
- 1998 год - «Надлежащая аптечная практика в Европе», PGEU (фармацевтическая группа Евросоюза);
- 2001 год - «Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов», ВОЗ;
- 2006 год - Руководство «Разработка фармацевтической практики, направленной на заботу о пациентах», ВОЗ и МФФ.
Цель разработки и внедрения руководства по НАП - изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении укрепления здоровья и профилактики заболеваний, безопасного, эффективного и экономичного самолечения, выявления и решения проблем, касающихся применения ЛС.
О роли фармацевта в современном мире - Совещания ВОЗ совместно с МФФ и другие мероприятия с участием ВОЗ:
- Нью-Дели, 1988 г. - «Содержание фармации и функции фармацевтов»;
- Мадрид, 1988 г. - «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке»;
- Токио, 1993 г. - «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества»;
- Ванкувер, 1997 г. - «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ»;
- Гаага, 1998 г. - «Роль фармацевта в самолечении и самомедикации».
Роль фармацевта:
- эксперт назначения лекарств;
- содействует самолечению;
- содействует пропаганде здорового образа жизни;
- в центре деятельности - развитие правил НАП;
- забота о здоровье людей имеет больший приоритет, чем продажа лекарств.
Фармацевтический работник - не торговец, а носитель специализированных знаний, советчик врача и больного в вопросах выбора препаратов, ключевая фигура в обеспечении ЛС.
Предназначение фармацевтического работника - содействие укреплению здоровья, профилактике заболеваний, оказание фармацевтической помощи.
Изменение роли фармацевтического работника (опыт некоторых зарубежных стран):
- фармацевт (провизор) как консультант при выборе препаратов для лечения и определении рационального использования лекарств;
- подход, направленный на пациентов (фармацевтическая помощь);
- некоторые обязанности врача передаются фармацевтам (провизорам);
- фармацевт (провизор) принимает участие в программах укрепления здоровья и профилактики заболеваний (прекращение курения, забота о диабете, услуги против астмы, управление гипертонией, участие в программах по допинг-контролю - информационно-консультационные услуги спортсменам и тренерам);
- партнерство с врачами по рациональному назначению и использованию лекарств;
- диагностические услуги;
- регистрация пациентов и учет отпуска ЛС пациентам;
- посещение на дому.
Некоторые обязанности врача передаются фармацевту (провизору):
- право выписывания рецептов при наличии клинического плана лечения пациента, подписанного врачом, прохождении специального обучения фармакологии и терапии (25 дней теоретических и 12 дней практических занятий), в пределах ограниченного формуляра ЛС (Великобритания);
- совместное управление терапией - по соглашению с врачом определяется, в каких ситуациях фармацевт может инициировать, модифицировать или прекращать медикаментозную терапию пациентов (42 штата США);
- участие в больничном обходе - коррекция терапии, контроль состояния пациентов.
Специальные услуги, предоставляемые аптеками в государствах ЕС:
- предоставление информации по лечению недомоганий и применению ОТС-препаратов;
- посещения на дому, выписывание рецептов (Великобритания);
- регистрация пациентов (Нидерланды);
- определение АД;
- определение содержания холестерина и глюкозы в крови;
- предоставление санитарно-просветительных брошюр.
В итоге, начиная с 1988 г., перед фармацевтами были поставлены новые цели. Фармация признана полноправной медицинской профессией в Европе. Повысилась значимость роли фармацевта (провизора) в системе здравоохранения. Принята Резолюция ВОЗ о роли фармацевта. Взят курс на объединенные усилия с МФФ и другими организациями по развитию НАП и фармацевтической помощи.
Фармацевтическая помощь - это:
- «обеспечение надежности лекарственной терапии для достижения определенного результата, который бы улучшил качество жизни пациента» (C.D. Helper и L.M. Strand в 1989 году);
- ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов по улучшению или сохранению качества жизни пациента; процесс сотрудничества, направленный на предотвращение или выявление и решение проблем, касающихся здоровья и использования лекарств - Совещание в Гааге «Роль фармацевта в самолечении» (Голландия, 1998 г.);
- обращенная на пациента, ориентированная на результаты фармацевтическая практика.
Основополагающая идея концепции фармацевтической помощи ВОЗ заключается не только в обеспечении ЛС, ТМН, медицинскими услугами, но и в оказании помощи людям и обществу в целом с наибольшей эффективностью через осуществление деятельности, направленной на:
- предотвращение ухудшения здоровья населения;
- достижение максимальной терапевтической пользы;
- избежание неблагоприятных побочных действий;
- обеспечение качества использования ЛС каждым больным;
- ориентирование всех элементов аптечных услуг на отдельную личность.
Главное в концепции - принятие фармацевтами доли ответственности за исход лечения, наряду с другими работниками здравоохранения и больными.
Концепция особенно актуальна применительно к особым группам населения, таким, как люди пожилого и старческого возраста, беременные женщины, дети, хронические больные, а также к обществу в целом, поскольку позволяет сдерживать расходы на здравоохранение.
Рациональное использование лекарств при оказании фармацевтической помощи базируется на трех элементах:
- пропаганде здорового образа жизни;
- профилактике и выявлению заболеваний;
- участию в управлении течением хронических заболеваний.
Несмотря на то, что основы концепции фармацевтической помощи и НАП в основном идентичны, можно сказать, что НАП является одним из путей осуществления фармацевтической помощи.
По материалам круглого стола «Аптечная секция» в рамках "ФармМедОбращения-2008"
Фармацевт – младший специалист, занимающийся приготовлением, исследованием и реализацией различных лекарственных препаратов. Основное рабочее место фармацевта – аптеки, аптечные склады, фармацевтические компании, контрольно-аналитические учреждения, научно-исследовательские институты, фармацевтические фабрики и производства.
Фармацевт владеет системными знаниями в областях аптечной технологии лекарственных препаратов, фармацевтической химии, организации и экономики фармации, фармакологии и фармакотерапии.
Профессия фармацевт – одна из древнейших профессий, известных человечеству. Впервые профессия фармацевт в ее современном понимании упоминается в документах, относящихся к XIII веку нашей эры. Тем не менее, первобытный человек в силу своей зависимости от внешних факторов мира использовал различные вещества растительного происхождения для облегчения боли и страданий. Первые лекарственные препараты были известны еще задолго до появления письменности. Накопленный опыт и знания передавались из поколения в поколение устно. В средние века фармацевтическое дело подвергалось наибольшему влиянию магии, алхимии, астрологии.
Основные обязанности фармацевта
Основные обязанности фармацевта варьируются в зависимости от рабочего места специалиста. Так, к основным обязанностям фармацевта, работающего в аптеке, будут относиться:
- Консультирование покупателей о фармакологических свойствах лекарственных препаратов и отпуск медикаментов;
- Хранение и выкладка товара;
- Проведение мероприятий по организации обеспечения лекарственными препаратами населения (формирование спроса на медицинские препараты и изделия медицинского назначения, определение потребности населения в лекарственных препаратах);
- Осуществление контроля качества лекарственных препаратов, поставляемых в аптеку.
Если же рабочее место фармацевта – научно-исследовательский институт либо лаборатория, то обязанности фармацевта будут заключаться в следующем:
- Разработка новых лекарственных препаратов и усовершенствование уже известных медикаментов;
- Приготовление лекарственных препаратов;
- Работа над технологией приготовления медикаментов.
Следует отметить, что в обязанности фармацевта не входит подбор препаратов для пациентов. Фармацевт, работающий с клиентами, имеет право консультировать покупателей о свойствах препаратов, противопоказаниях и возможных побочных действиях, основываясь на рецепте врача. Фармацевт также может подбирать аналоги прописанных препаратов, что будет носить лишь рекомендационный характер.
Личные качества фармацевта
Фармацевт – специалист, находящийся на периферии медицины, фармацевтики и коммерции.
Основные качества и способности, которыми должен обладать специалист, определяются спецификой рабочего места фармацевта. Профессия фармацевта требует не только высокого уровня специальных знаний и навыков, но и высоких моральных качеств человека.
Профессия фармацевт предполагает наличие у человека следующих личностных качеств и способностей:
- Внимательность, собранность, аккуратность;
- Терпимость, отзывчивость;
- Сосредоточенность, высокая степень ответственности, самоконтроль;
- Долговременная и образная память;
- Тактильная и двигательная память;
- Аналитические способности;
- Тонкое обоняние и вкусовые ощущения;
Для профессии фармацевт недопустимыми считаются следующие качества:
- Небрежность, невнимательность;
- Грубость, раздражительность;
- Равнодушие к людям.
Фармацевт и провизор – в чем разница?
Многие ошибочно полагают, что фармацевт и провизор – два аналогичных понятия. Разница двух профессий заключается в квалификации специалистов. Так, провизор – специалист высшей квалификации, что дает ему право на ведение самостоятельной фармацевтической деятельности, а также на управление аптекой. Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование, в то время как фармацевт – среднее специальное.
Получение профессии фармацевта и квалификация специалистов
Подготовка младших специалистов по специальности фармацевт производится в медицинских училищах и фармацевтических колледжах.
- Вторая категория присваивается фармацевтам со средним специальным образованием и стажем работы не менее пяти лет.
- Первая категория присваивается фармацевтам со средним специальным образованием и опытом работы не менее семи лет.
- Высшая категория присваивается фармацевтам с опытом работы в данном направлении не менее 10 лет.
ГЛАВА 9 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГЛАВА 9 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Активный интерес мирового сообщества к роли фармацевта в системе здравоохранения проявился во второй половине 1980-х годов. Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов - изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск ЛС практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации ЛС претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа ЛС по почте, в последние годы - через Интернет. Оптовой реализацией ЛС все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования. Используя несовершенство законодательства, во многих странах появились многочисленные, не имеющие фармацевтического образования посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.
Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование ЛС, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием, ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой - фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному исполь-
зованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).
Следует отметить, что к середине 1980-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.
С конца 1980-х годов при поддержке ВОЗ прошел ряд совещаний, в результате которых была определена новая роль фармацевтического работника в системе здравоохранения.
В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:
Врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт - это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;
Фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;
Фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.
Так же в 1988 г. в Нью Дели (Индия) прошло совещание Международной Фармацевтической Федерации (МФФ) «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:
Подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения;
Фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о ЛС;
Руководство закупками, хранением и распределением ЛС должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя
соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества ЛС, к участию в клинических испытаниях и т.п.
Фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.
На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:
Предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;
Участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;
Разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;
Разработку систем распределения ЛС.
На 47-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) в мае 1994 г. была принята резолюция «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области ЛС» (ВАЗ 47.12), которая содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере. Странам - членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области ЛС.
В ходе 3-го Ежегодного Совещания Европейского Форума фармацевтических ассоциаций и ВОЗ, состоявшегося в мае 1994 г. в Копенгагене (Дания) с целью повышения эффективности систем здравоохранении, были приняты следующие принципы:
ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара;
Снабжение населения лекарствами должно осуществляться только через аптечные учреждения;
На всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов;
Обязанность фармацевта - руководствоваться строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения;
Фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов;
Специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:
Лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;
Возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;
Управлять аптекой.
Данные принципы и современные взгляды на особую ответственность фармацевтов за обеспечение качества фармацевтической продукции нашли отражение в Добротной аптечной практике ВОЗ(GРР).
Важным итогом третьего консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевтов в системе здравоохранения. Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ» (Ванкувер, 1997 г.) является составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:
1) работник системы здравоохранения, член команды;
2) способен принимать ответственные решения;
3) специалист по коммуникации - посредник между врачом и пациентом;
4) готов к лидерству в интересах общества;
5) руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;
6) готов учиться всю жизнь;
7) наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов. Данные требования направлены на усовершенствование личностных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональны-
ми навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.
Ключевой вопрос четвертого консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевта в самолечении больного» (Гаага, 1998 г.) - оказание фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самолечение. Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям данного совещания, установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные ЛС, а также взаимодействовать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтической промышленности и т.п.
Участники совещания рассматривали вопрос о самолечении как часть Добротной аптечной практики (ДАП, GPP).
Первое руководство по ДАП разработано в 1992 г. Международной фармацевтической федерацией под названием «Добротная аптечная практика в общественных и больничных аптеках». На конгрессе МФФ в Токио (1993 г.) был одобрен текст ДАП/МФФ в рамках Токийской декларации по стандартам качества аптечных услуг, которая гласит: «Стандарты являются важным компонентом при оценке качества обслуживания потребителя. Принимая на заседании Совета Федерации в Токио 5 сентября 1993 г. Руководство по добротной аптечной практике, Международная фармацевтическая федерация выражает уверенность, что стандарты, основанные на данном руководстве, будут использованы национальными фармацевтическими организациями, правительствами и международными фармацевтическими организациями при установлении национальных стандартов Добротной аптечной практики. Руководство по надлежащей аптечной практике охватывает и основывается на услугах, оказываемых фармацевтами. Руководство рекомендует установить национальные стандарты для: пропаганды здорового образа жизни, для снабжения лекарственными препаратами и медицинскими устройствами, для самопомощи больных, а также улучшения практики назначения и использования лекарственных средств посредством деятельности фармацевтов. МФФ призывает фармацевтические организации и правительства к совместной деятельности по введению соответствующих стандартов или их пересмотру в странах, где уже действуют национальные стандарты, в свете рекомендаций документа по Добротной
аптечной практике. Документ по ДАП МФФ был представлен в Комитет экспертов ВОЗ и стал базой для осуществления некоторых принципов, воплощенных в резолюции ВАЗ 47.12. После пересмотра документ был представлен ВОЗ в 1996 г. - «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках».
Фармацевтическая группа Европейского Союза в 1998 г. разработала документ по ДАП для Европы, в котором особое внимание уделялось странам ЕС - «Надлежащая аптечная практика в Европе».
В 2001 г. ВОЗ разработала руководство «Добротная аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов». Рекомендации, изложенные в руководстве, призваны помочь регуляторным органам и руководителям аптек в их работе по внедрению стандартов ДАП как на государственном уровне, так и на уровне аптечных учреждений.
Руководство ВОЗ/ДАП «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках» можно рассматривать как свод профессиональных задач, стоящих перед национальными фармацевтическими ассоциациями и правительствами.
Согласно Руководству главная задача аптечной практики заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также в оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении.
Добротная аптечная практика (GPP) ВОЗ требует, чтобы:
Первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостояние больного независимо от его местонахождения;
Основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также для фиксирования побочных эффектов от применения лекарств;
Составной частью деятельности фармацевта являлось содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию ЛС;
Каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отдельную личность, был четко определен и эффективно доведен до каждого участника.
Руководство по ДАП охватывает участие в деятельности по укреплению здоровья и предотвращению ухудшения состояния здоровья населения. Если же лечение необходимо, то должен быть обеспечен процесс правильного применения ЛС человеком, чтобы
добиться максимального терапевтического эффекта и избежать неблагоприятных воздействий лекарства. Это предполагает, что фармацевты совместно с другими работниками здравоохранения, а также с больными принимают на себя коллективную ответственность за результат лечения.
В рамках концепции ДАП пропагандируется более интенсивное сотрудничество врача, больного и фармацевта, что позволит оптимизировать использование ЛС и поможет в оценке результатов лечения. Фармацевт должен способствовать повышению качества процесса применения ЛС. Подчеркивается, что аптека - это важный источник информации о потреблении и применении медикаментов.
Для удовлетворения требований ДАП необходимо, чтобы:
Основой идеологии практики являлись профессиональные факторы, хотя признается также значение и экономических факторов;
Фармацевт вносил вклад в решения по применению ЛС;
Фармацевт владел необходимой медицинской и фармацевтической информацией о каждом больном; получение такой информации упрощается, если больной предпочитает постоянно пользоваться услугами одной аптеки или доступна карта назначений для больного;
Фармацевт имел независимую, исчерпывающую, объективную текущую информацию о используемой терапии и ЛС;
Фармацевты, занятые во всех областях фармацевтической практики, приняли личную ответственность за поддержание и оценку своей компетентности в течение всего времени их профессиональной деятельности;
Были установлены национальные стандарты ДАП, которым должны будут следовать практикующие фармацевты.
Концепция ДАП - это средство, которое позволяет осознать и осуществить обязательства, возложенные на всех практикующих фармацевтов.
В процессе разработки руководств по ДАП было реализовано стремление к тому, чтобы посредством их внедрения изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, в особенности в части:
Укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний;
Безопасного, эффективного и экономичного самолечения;
Выявления и решения проблем, касающихся использования ЛС.
Для внедрения ДАП в стране должны быть установлены и внедрены в профессиональную деятельность национальные стандарты по следующим видам деятельности:
Деятельность, связанная с укреплением здоровья, избежанием ухудшения здоровья и достижением здорового образа жизни;
Деятельность, связанная с отпуском и использованием ЛС;
Деятельность, связанная с самолечением, включая советы по лекарствам и в случаях, когда это целесообразно, с предоставлением лекарств и других видов для лечения симптомов недомогания, которые успешно устраняются с помощью самолечения;
Деятельность, связанная с влиянием на назначение и применение ЛС.
В каждом из основных элементов ДАП различают виды деятельности; методы и требования, необходимые для осуществления данных видов деятельности; оборудование и помещения для осуществления данной деятельности; квалификацию работников; методы оценки этой деятельности, для которых могут быть разработаны стандарты; просвещение и предотвращение ухудшения здоровья; просветительская деятельность, связанная с предотвращением ухудшения здоровья, профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.
В последнее время европейское медицинское сообщество активно обсуждает идею повышения роли фармацевта в лечебном процессе. Конечно, в Европе это займет какое-то время (а в России срок можно смело умножать на 2), но мы предлагаем «начать с себя» уже сегодня - примерьте роль валеолога-консультанта в таком социально важном аспекте, как заболевания молочных желез.
Суть проблемы
Основная проблема новообразований груди заключается в том, что сами женщины далеко не всегда обращают на них внимание. Между тем ежегодно в мире диагностируется более миллиона новых случаев рака молочной железы, при этом каждый год от этой патологии умирает более 400 тыс. женщин (ВОЗ, 2012 г.) Простая математика говорит о том, что таких опухолей становится все больше - они уже вышли на лидирующие позиции по женской смертности.
Важно знать, что риск появления опухолей молочной железы выше у женщин, впервые забеременевших после 35 лет. Если же брать отношение к беременности в целом, то риск новообразований у нерожавших выше, чем у рожавших. Данной патологии способствуют также позднее менархе (от 17 лет и старше) и поздняя менопауза (после 50 лет). Кроме того, отмечается и генетически обусловленная зависимость: при наличии в семье рака груди, его риск в следующем поколении многократно возрастает.
Нельзя не отметить и нераковые заболевания (в частности, мастопатию), которые с течением времени вносят значительный вклад в печальную статистику злокачественных новообразований груди.
Как видите, проблема крайне актуальна. Но что же делать?
Экспресс-обследование для всех
Маммография - это рентгеновское обследование молочных желез. В современной практике для массового скрининга используются цифровые аппараты, что постепенно ставит данный вид обследования в один ряд с флюорографией органов грудной клетки.
Цифровая, равно как и пленочная, маммография безопасна для организма женщины, поскольку аппарат фокусируется точно над исследуемой областью (как известно, гамма-излучение не рассеивается и не накапливается, существуя лишь доли секунды в момент подачи напряжения).
По современным стандартам ежегодная маммография рекомендуется каждой женщине после 40 лет - это дает возможность проводить раннюю и по-настоящему квалифицированную диагностику рака молочной железы. Кроме того, в маммографическом кабинете формируется база рентгеновских изображений, так что в дальнейшем можно легко отследить динамику с учетом индивидуальных особенностей каждой пациентки.
Молочные железы можно обследовать также и с помощью ультразвукового сканера - простая и безопасная УЗИ-процедура эффективно находит изменения в тканях груди.
Не оставаясь в стороне
Итак, вы понимаете важность самообследования и своевременной диагностики заболеваний молочных желез, но что может сделать в этом направлении аптечный работник?
Возвращаясь к началу статьи, хотелось бы отметить значительную роль фармацевта в укреплении здоровья женщин нашей страны. В современном обществе влияние первостольника растет - способствуя профилактике заболеваний молочной железы, вы вносите значительный вклад в укрепление общественного здоровья.
Если вы видите перед собой женщину после 40 лет, стоит напомнить ей о важности своевременного обследования - УЗИ и маммографии. Если же она жалуется на боли в молочных железах, изменение самочувствия и настроения в «критические дни», мигрени - можно дополнительно порекомендовать ей Мастодинон ® .
Это негормональный лекарственный растительный препарат с доказанным эффектом. Мастодинон ® способствует нормализации гормонального фона и улучшению самочувствия в период «критических дней»: раздражительность, плаксивость, лабильность настроения, головные боли, отеки, болезненное напряжение груди.
Рекомендуя Мастодинон ® , вы помогаете женщинам уменьшить симптомы ПМС и мастопатии. Лечение нераковых заболеваний молочных желез, наравне с популяризацией их ранней диагностики, является важной общественной задачей аптечного работника.
Начните с себя - сделайте шаг навстречу покупателю уже сегодня!
Самообследование молочных желез
В первую очередь стоит вспомнить о самообследовании. Выполнять его лучше в один и тот же день менструального цикла на 6-12 день от начала менструации, когда молочная железа находится в расслабленном состоянии.
Осмотр
Стоя перед зеркалом, вначале руки опущены вдоль туловища, затем - руки над головой, осмотрите по очереди молочные железы. Обратите внимание на следу-ющие моменты:
- форму, объем желез, наличие втянутости или выбухания;
- состояние кожи - покраснения, проявление участков с плотным отеком по типу «лимонной корки»;
- состояние сосков - изменение формы, цвета сосков, появление втянутости, язвочек.
Пальпация (ощупывание)
Пальпация проводится подушечками трех сомкнутых пальцев пружинящими движениями, по кругу.
Этап 1
В положении стоя, аккуратно надавливая подушечками пальцев, прощупайте всю молочную железу. Начните с верхней четверти и далее продвигайтесь по часовой стрелке. Это даст возможность выявить неоднородность ткани, более плотные участки, объемные образования.
Этап 2
В положении стоя (руку на стороне исследования положить на талию) нащупайте пальцами лимфоузлы в области подмышек. Обратите внимание на размер и болезненность лимфоузлов!
Этап 3
В положении стоя сожмите каждый сосок между большим и указательным пальцами. Появляются ли при этом выделения из соска?
Этап 4
В положении лежа (руку на стороне исследования положить за голову) аккуратно надавливая подушечками пальцев, проверить всю железу (как на этапе 1).
Это даст возможность выявить неоднородность ткани, объемные образования, особенно в нижних участках железы.
В случае обнаружения любых изменений - срочно к врачу! Чем бвстрее Вы «перехватите» патологический процесс, тем больше шансов на благополучный исход.
Начало детальному изучению ситуации в фармацевтическом образовании положили семинары и съезды, которые под тезисом «Место и роль фармации в системе здравоохранения» были проведены ВОЗ и Международной Фармацевтической Федерацией (МФФ - FIP), начиная с 1988 года, на региональном и международном уровнях. В результате профессиональных дискуссий была признана общая тенденция изменения и существенного расширения функций специалиста-провизора. Среди причин, связанных с изменениями функций фармации, следует отметить быстрое увеличение числа ЛС и интенсивный обмен ими в международном масштабе; существенные расходы на фармацевтические нужды (10-20% от бюджета здравоохранения в странах Европы); изменение экономических условий и установление рыночных отношений, стоимость ЛС; смещение акцента в деятельности аптечной службы с приготовления на приобретение, хранение и распределение ЛС, а также на пациента (информационно-консультативная служба); проблема рационального использования ЛС; интеграция деятельности больничных (клинических) провизоров в рамках системы медицинского обслуживания; возрастающая доступность в международном масштабе новых и сложных по действию ЛС, что обусловливает повышение требований к контролю их качества; фальсификация ЛС, особенно развивающаяся в мире в течение последних лет.
Определенное влияние на развитие и унификацию образовательного процесса оказали положения «Надлежащей практики фармацевтического образования» (GPEP), разработанные совместно ВОЗ и МФФ. Эти положения касаются как профессиональных особенностей, так и общих качественных характеристик выпускника вуза. В документе отмечается, что фармацевтические специалисты осуществляют свою деятельность в различных областях в ответ на динамическое развитие приоритетных направлений и нужд общественного здравоохранения на местном, национальном, региональном и международном уровнях. ВОЗ определила роль провизора в 7 областях (фармацевт - «семь звезд»), что следует рассматривать как обязательный минимум для провизора во всем в мире.
Фармацевт, предоставляющий уход за пациентом. Будь это услуги клинического, аналитического, технологического или регламентирующего характера, фармацевт должен чувствовать себя комфортно при взаимодействии с населением. Он должен также воспринимать свою практику как часть действий всей системы здравоохранения и часть работы других фармацевтов. Предоставляемые им услуги должны быть высокого качества.
Фармацевт, принимающий решения. Соответствующее, действенное и эффективное с точки зрения затрат использование ресурсов (например, кадры, лекарства, химикаты, оборудование, процедуры, и практика) должно лежать в основе работы фармацевта. Достижение этой цели требует способности оценить, проанализировать и правильно определить курс действий.
Фармацевт - звено общения между врачом и пациентом. Фармацевт занимает идеальное положение между врачом и пациентом. Он (или она) должен быть знающим и уверенным в себе во время общения с другими профессионалами здравоохранения и обществом. Общение требует навыков не только словесного (устного), но также и навыков вне словесного и письменного характера.
Фармацевт - лидер. Независимо от того, участвует ли фармацевт в ситуациях мультидисциплинарного ухода за пациентом либо в ситуациях нехватки или отсутствия медицинских работников других отраслей, он обязан занять лидирующее положение в обеспечении благополучия населения. Лидерство предполагает, в том числе, и сочувствие, и понимание других, а также способность принимать решения, эффективно общаться и управлять.
Фармацевт - менеджер. Он должен уметь эффективно управлять ресурсами (людскими, физическими и финансовыми) и информацией. Он должен положительно воспринимать руководство других (работодателя или руководителя звена здравоохранения). Информация в области лекарств и связанные с ней технологии все чаще будут бросать вызов фармацевту, так как его ответственность за передачу информации о лекарствах и аналогичных продуктах другим постоянно увеличивается.
Фармацевт, постоянно обретающий знания. Сегодня уже невозможно выучить все необходимое для практической карьеры фармацевта во время его первоначального обучения в вузе. Концепции, принципы и желание постоянного и неустанного обучения в течение всей жизни должны быть заложены во время начального обучения в вузе и поддерживаться в течение всей карьеры фармацевта. Фармацевт должен быть обучен тому, как совершенствовать свои знания и обучать себя.
Фармацевт - учитель. Фармацевт обязан помогать в обучении и подготовке будущих поколений фармацевтов. Участие в этом процессе в качестве учителя не только обеспечивает знания для других, но также предоставляет возможность получения новых знаний и совершенствования существующих навыков.