Функционирование конкурентного рынка труда. Пути решения проблемы рыночной конкуренции История становления социального партнерства

Конкуренция выступает движущей силой рыночной экономики.

Являясь состязанием между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья она выступает действенным механизмом регулирования пропорций общественного производства.

В России добросовестная конкуренция развита слабо. Главной причиной такого положения является господство монополий во многих отраслях и сферах экономики. В настоящее время монополии определяют ценовую политику в стране и являются главной угрозой экономического роста и проведения социально-экономических реформ. Создание конкурентной среды и конкурентного ценообразования - один из важнейших признаков формирования рыночной экономики. Этот процесс в экономике России происходит слишком медленно, с разной интенсивностью в различных отраслях и сферах. По существу можно вести речь лишь о начале создания в России конкурентного рынка. Рычагов контроля и государственного регулирования цен в России осталось очень мало. Не регулируются цены на нефтепродукты и уголь. Не имеется законодательных ограничений по норме рентабельности естественных монополий.

Из-за отсутствия достаточной экономической свободы и доминирования на рынке монополистов, а также отсутствия добросовестной конкуренции цены на отдельные продовольственные товары на рынке завышены в разы: молоко в крупных городах стоит до 3 раз дороже, цены на хлеб завышены до 5 раз, на овощи в Москве - до 7-10 раз по сравнению с конкурентными рыночными ценами.

Вызывают большую озабоченность конкурентоспособность промышленности России. Связано оно, прежде всего, с устареванием производственных мощностей. Средний возраст ее основных производственных мощностей составляет более 20 лет. Поэтому без серьезных мер, способных обеспечить обновление научно-технического потенциала страны невозможно обеспечить быстрое восстановление и ускоренное развитие промышленности и выпуск конкурентоспособных товаров. Инвестиции в машиностроение и металлообработку в 2011 г. были в четыре раза меньше чем в добывающую промышленность. А именно обрабатывающие отрасли в последнее время являлись локомотивами экономического роста России, их доля составляла 36% прироста промышленного производства в первом полугодии 2011 г.

Сегодня следует в массовом порядке менять устаревшую технику на новую, современную. Это позволит резко поднять производительность труда, повысить качество продукции, сделать многие наши товары несырьевого сектора конкурентоспособными на внутреннем и на внешнем рынках.

Следует отметить, что конкурентоспособность российской продукции постепенно повышается по сравнению с импортной. Так, тендер на модернизацию паровых турбин ОАО «Костромская ГРЭС» выиграла российская компания «Силовые машины», предложение которой было в 2,5 раза дешевле, чем у германского концерна «Сименс».

На конкурентном энергорынке, устойчиво работающем в зоне Центр-Урал, зарегистрировано 220 участников. В результате средняя цена в течение 2011 г. была почти на 16% ниже, чем устанавливаемая государством. Начиная с 2010 г., реально существует рынок электроэнергии, проходят разделения региональных энергокомпаний по видам деятельности, создаются межрегиональные распределительные сетевые компании, образовано несколько оптовых и территориальных генерирующих компаний, планируется преобразование оптового рынка энергии в рынок регулируемых долгосрочных договоров. В 90-е годы происходила практически не управляемая со стороны государства концентрация активов. В результате это привело к тому, что очень часто одно или две-три группы лиц контролируют более 60-70% рынка в отдельных отраслях. Такое доминирование и проведение согласованных действий на рынке позволяет устанавливать любые цены, что приводит к росту цен, инфляции, снижению уровня доходов населения. Действующие наказания за это не соразмерны с объёмами незаконных доходов, которые в результате получают монополии и картели. Максимальный штраф за нарушения антимонопольного законодательства в России составляет 15-16 тыс. долл., в то время как нарушители только за 1 день зарабатывают значительно больше. В большинстве регионов России на рынке бензина действуют всего несколько компаний, которые поддерживают нужный им уровень цен.

Процессы формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг
Расширение сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе развития экономики и общества. Современное общество представляет собой в определенной степени постиндустриальное общество, где главное значение приобретает процесс передачи информации и знаний. Сред...

Расчет себестоимости продукции
Организация любого вида деятельности на предприятии связана с определенными расходами текущего и капитального характера. Текущие расходы связаны с решением тактических задач хозяйственной деятельности предприятия - приобретением сырья и материалов, содержанием персонала, облуживанием матер...

В ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).

Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести также рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они организованы по принципу “один субъект Российской Федерации -- один оператор”, а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики в наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360. Программа определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации:

совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования:

противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контролю за отраслевой экономической концентрацией:

распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг:

усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

разработка и реализация государственной политики демонополизации:

преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей:

охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в данной области:

усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов:

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности. В существенном улучшении нуждается судебная система, чтобы она эффективно защищала права частной собственности и помогала разрешению хозяйственных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование транспортных тарифов, поскольку оно способствует преодолению территориальной разобщенности хозяйствующих субъектов и регионализации рынков. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции, и протекционизма” т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

Пути решения проблемы:

Способность более эффективному использованью ресурсов;

Вызывать необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

Создать условия по оптимальному использованью научно - технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

Обеспечивать свободу выбора и действий потребителей и производителей;

Нацеливать производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

  1. Экономическое мышление в условиях социально-ориентированной рыночной экономики

    Курсовая работа >> Экономика

    ... рынку , создание его инфраструктуры, запуск его механизмов ... проблемами общества становятся проблемы ... действовать в условиях конкуренции . Вместе с... создания конкурентной среды , ... началось становление объективных условий ... , Центр проблем рыноч . экономики. – ...

  2. Проблемы экономической теории

    Шпаргалка >> Экономика

    ... создание условий для эффективной кооперации труда. Условия , в которых протекает рыночная конкуренция ... механизма . ... становлению ... проблемой ... рынке , где эту продукцию предполагается продавать. Прогнозировать конкурентоспособность товара в конкурентной среде ...

  3. Формы и методы государственного регулирования экономики (2)

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... механизм , а создать условия его свободного функ-ционирования: конкуренция ... условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке ... -становление ... к рыноч -ным... криминальный 2. Проблемы ВПК 3. Проблемы мелкого предпринима- ...

  4. История становления социального партнерства

    Реферат >> Социология

    ... конкуренция на рынках ... Проблемы становления объединений работодателейОбъективн условиями становлен ... механизмы ... конкурентного преимущества государства в борьбе за человеческие ресурсы выступают качество жизни и условия ... условий труда, создание комфортной среды ... рыноч ...

  5. Возникновение и развитие экономической теории (6)

    Реферат >> Экономическая теория

    ... механизм или сп-б координации действий хозяйствующих субъектов(традиц, рыноч ... создан условий для равноправ функционир-я на внутрирегион-х рынках ... -ти.Становление различн... Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. ... и капитал;среду обитания и труда...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и

истории экономических учений

Курсовая работа

на тему: «Конкуренция в механизме рынка. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь»

Введение………………………………………………………………………………
1. Институт конкуренции в системе рыночных институтов 1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка………………

1.2. Виды конкуренции………………………………………………………

1.3. Методы и формы конкуренции…………………………………………

1.4. Влияние конкуренции на рынок………………………………………..
2. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды…………………………………………………………..
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке…………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторыеформыконкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием». Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе .

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Белоруссия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Белоруссия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Республики Беларусь. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Белоруссии в вопросе построения конкурентной среды.

Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Конкуренция – это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

Целью данной курсовой работы является:

1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие национальной экономики.

2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.

3) рассмотреть антимонопольную политику стран с развитой экономикой

4) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция, и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране.

Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

В работе были использованы следующие литературные источники: «Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси» Лобковича; « Экономикс: принципы, проблемы и политика» Макконела, Брю; «Принципы экономической науки» Маршалла; «Международная конкуренция» Портера; «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита; Статистический ежегодник Республики Беларусь.

1. ИНСТИТУТ КОНКУРЕНЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ

1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка

Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом – классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита. Он рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. «Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:

На основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);

Определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;

Впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;

Разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;

Сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.

Однако, чтобы «система естественной свободы» функционировала, необходимо обеспечение свободы для конкуренции. Рынок, отмечает Смит, будет насыщен необходимыми товарами по возможно низкой цене и будут обеспечены занятость и рост благосостояния, если производители и торговцы будут соперничать без привилегий монополии. Монополия на внутреннем рынке приносит наибольшую выгоду купцам и мануфактуристам, но она разрушает конкуренцию, т.к. позволяет получать больше не в результате производительного труда, а вследствие привилегированного положения на рынке

Свободная конкуренции, теоретические основы которой постулировал А.Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.

Д.Рикардо, развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции, при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.

Для условий, рассмотренных Д.Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.

Существенные результаты, дополняющие модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, предложил в «Капитале» К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли.

Неоклассическая школа еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование, на этой стадии развития, применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих известных экономистов. Особенно значительными в этом смысле можно считать неоклассические концепции А.Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако А.Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции - монополистической.

Рассмотрим проблему координации индивидуальных решений с целью достижения состояния общего равновесия, существование которого было доказано “на классной доске”. Предполагается, что моделирующему децентрализованную экономику экономисту известно поведение всех агентов, представляемое им уравнениями рыночного спроса и предложения. Но каждому агенту известна только его собственная функция поведения, и, даже если бы он был знаком с принципами общего вальрасовского равновесия, он не смог бы определить ни равновесные цены, ни равновесные количества.

Это следствие не несовершенства информации, а децентрализации решений. С того момента, когда равновесие определяется встречей всех агентов, для исследования проблемы рынка в общем случае предполагается, что каждый агент контролирует только свой собственный спрос или предложение блага, и что он рассматривает цену как параметр. Таково наиболее общее определение конкуренции.

Дополнительные замечания относительно данной постановки проблемы координации:

а) упомянутая выше гипотеза рациональных ожиданий предполагает, что агенты способны в среднем безошибочно предвидеть состояние рынка. Такой подход приводит к устранению проблемы координации, поскольку предполагается, что она осуществляется предварительно благодаря использованию “истинной модели” экономики. Данная гипотеза, следовательно, не является особым пониманием проблемы рынка, она ее устраняет.

Именно поэтому предположение о мгновенной корректировке цен, сделанное новыми классиками, являясь логичным, не ведет к решению данной проблемы.

б) некоторые современные модели предполагают, что агент обладает достаточной информацией о поведении прочих агентов для определения собственного поведения. Можно выделить два типа таких моделей. Во-первых, это модели “поиска” (search), в которых этот процесс представлен возможными встречами агентов. Мы остановимся на них ниже. Во-вторых, это модели “повторяющихся действий”, позволяющие определить стратегии агентов. При некоторых условиях состояния равновесия, возникающие на рынках в разные периоды, сходятся к общему вальрасовскому равновесию; но аналитическое решение существует только при небольшом числе игроков, что весьма ограничивает применение данных моделей при анализе общей проблемы рынка.

При анализе функционирования рынка, на котором агенты принимают цены в качестве параметров, возникают два вопроса.

Первый может быть сформулирован следующим образом: поскольку предполагается, что именно изменение этих параметров приводит к установлению общего вальрасовского равновесия, то каким образом осуществляется корректировка цен? Это вопрос устойчивости ОРВ.


Необходимо отличать этот вопрос от вопроса гибкости цен, с которым его часто путают. Цены могут быть негибкими или “липкими” вследствие экзогенных (институты, установившиеся, рутинные процедуры принятия решений) или эндогенных (взаимные интересы партий, издержки корректировки) причин. Как мы видели, гипотеза негибкости цен, особенно в сторону понижения, сыграла большую роль в макроэкономическом анализе неравновесных состояний. Современная теория неявных контрактов, согласно которой оба участника обмена могут быть заинтересованы в корректировке не цен, а количеств, рассматривает именно такие ситуации. Но какими бы не были цены, жесткими или абсолютно гибкими, остается открытым вопрос о том, каким образом происходит их изменение. Являются ли цены фиксированными или только негибкими в сторону понижения, необходимо задать себе вопрос о том, кто их устанавливает. Если предположить, что их устанавливает или изменяет некоторый агент или группа агентов, то вновь встает проблема описания функционирования конкурентного рынка, поскольку мы отказываемся от гипотезы цен как параметров.

Очевидно, что данная гипотеза совместима с любой частной гипотезой, касающейся гибкости цен, если только они рассматриваются агентами как параметры.

Второй вопрос касается осуществления обменов. В условиях равновесия агенты принимают индивидуальные решения об обмениваемых количествах, совокупность которых, по построению, является равновесной. Для каждого товара реализуется равенство между совокупным спросом и совокупным предложением: продавцы реализуют все количество товара, которое они хотели продать, а покупатели приобретают именно столько товара, сколько они хотели купить. Тогда каждый рынок уравновешивается (markets clear).

Остается определить, каким образом количество, предлагаемое каждым индивидуальным агентом, продается в действительности другому индивидуальному агенту. Рыночная экономика предполагает, что обмены реализуются посредством двусторонних контрактов. Но такое положение не принимается ТОРВ.

 
Статьи по теме:
Инвентаризация приказ 49 от 13
Активы и обязательства автономных учреждений подлежат инвентаризации (ст. 11 Закона о бухгалтерском учете ). Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается самим автономным учреждением в рамках формирования учетной политики, с
Как делать закрытие месяца в 1с 8
Какая бухгалтерская операция проводится самой последней в году? Конечно, это реформация баланса. В ходе этой процедуры закрываются счета, на которых учитывается информация о доходах, расходах и финансовом результате деятельности организации. Проводится эт
Темы исследовательских работ по экономике Научно исследовательская работа экономике готовая
Организация производства по выращиванию клюквы болотной на территории Онежского района Выполнена ученицей 11 «б» класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Онеги» Александровой Анастасией Па
Когда надо менять полис медицинского страхования
Полис ОМС является главным документом, подтверждающим, что его владелец застрахован и имеет право на получение бесплатной медицинской помощи согласно гарантированному законодательством перечню услуг. Именно поэтому полис обязан иметь каждый гражданин РФ,