Текущее управление государственными финансами. Управление государственными финансами. Государственный таможенный комитет РФ

Управление- это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в т.ч. финансовой. Все органы государственной власти в лице соответствующих управленческих структур, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность и воздействуют на нее. Управление финансами- это воздействие на финансовые отношения. Оно осуществляется через финансовую политику с помощью разнообразных приемов и методов, в т.ч. стимулов и санкций.

Объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Можно выделить следующие объекты: финансы юридических лиц, государственные финансы, муниципальные финансы.

Субъекты управления- те организационные структуры, которые осуществляют управление. Это финансовые службы предприятий, государственные финансовые органы, финансовые органы на местах.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.

Функции управления государственными финансами Российской Федерации осуществляют:

Президент РФ;

Государственная Дума ФС РФ;

Совет Федерации ФС РФ;

Правительство РФ;

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство РФ;

Министерство РФ по налогам и сборам;

Банк России;

Счетная палата РФ;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Президент РФ, Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ осуществляют общее руководство государственными финансами. Перечислим основные функции данных органов:

Определение основных направлений финансовой политики Российской Федерации;

Подготовка, рассмотрение и принятие федерального бюджета;

Исполнение федерального бюджета;

Контроль за исполнением федерального бюджета.

Остальные из указанных органов осуществляют определенные функции управления государственными финансами (например, Счетная палата осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств; налоговые органы - сбор налогов и т.д.).

Функции непосредственного управления государственными финансами выполняют Министерство финансов РФ и подведомственные ему органы.

Органы, осуществляющие управление государственными финансами субъекта РФ, их функцииопределяются федеральным законодательством, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Обычно к данным органам относятся:

Высшее должностное лицо субъекта РФ;

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

Территориальные органы Министерства финансов РФ в субъекте РФ;

Иные органы.

Органы, осуществляющие управление муниципальными финансами, определяются уставом и иными правовыми актами муниципального образования, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ. Как правило, к данным органам муниципального образования относятся:

Глава муниципального образования;

Представительный орган;

Исполнительный орган;

Иные органы.

Рассмотрим функции государственных органов управления финансами в РФ:

1. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Выработку единой государственной финансовой, кредитной,денежной политики;

Нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ);

Выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие основные функции:

Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

Организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;

Федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;

Разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

Финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами и др.;

Разрабатывает и утверждает:порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ и др.;

осуществляет: составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении:

Федеральной налоговой службы;

Федеральной службы страхового надзора;

Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

Федеральной службы по финансовому мониторингу;

Федерального казначейства.

2. Министерство РФ по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

За соблюдением законодательства о налогах и сборах;

Правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и сборов; иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; соблюдением валютного законодательства РФ (в пределах компетенции налоговых органов).

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

Представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Единую централизованную систему налоговых органов в РФ составляют:

Ее территориальные органы:управления Службы по субъектам РФ; межрегиональные инспекции Службы; инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления; инспекции Службы межрайонного уровня.

3. Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

Принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

Выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

Ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

Осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

Осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

Получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

Выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

Обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

Обобщение практики страхового надзора; разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

По контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

Органа валютного контроля.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

Проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;

Проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

Осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

Организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

Организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

5. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию:

Легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

Финансированию терроризма.

6. Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции: по обеспечению исполнения федерального бюджета; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Финансовое планирование и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование, позволяющее всесторонне оценивать состояние финансов, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их лучшего использования. Планирование – это деятельность по принятию решений, ориентированная на будущее. Финансовое планирование- обязательный элемент управления финансово- хозяйственной деятельностью каждого хозяйствующего субъекта, это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов финансовых отношений.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально- экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Финансовое планирование храктеризует ряд признаков:

· регламентированность (упорядоченный процесс);

· связь с обработкой информации;

· направленность на достижение определенных целей;

· временной характер.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Прогнозирование - это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование - это, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде.

Виды финансового планирования:

1. целевое планирование- разработка целей и задач финансового плана и принятие мер по их достижению.

2. стратегическое планирование- разработка наиболее общих целей и задач на длительный период, разработка целевых программ. Обычно стратегическое планирование осуществляют органы власти и управления: Федеральное Собрание, Министерство финансов, финансовые службы предприятий. Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.п.

3. оптимальное планирование- совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества вариантов самый оптимальный, обеспечивающий эффективное использование финансовых ресурсов и получение максимальной прибыли.

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов хозяйствующего субъекта.

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенных товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

– разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; – прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; – финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; – совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета; – управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской федерации; – координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Неотъемлемой составной частью процесса управления финансами является финансовый контроль. В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства и его органами в субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионным управлением Минфина России, а также Министерством РФ по налогам и сборам, Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.

Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.

Управление государственными финансами

Основные задачи современной налоговой политики России:

· значительное снижение и структурное выравнивание налогового бремени ;

· минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства ;

· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда ;

· оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;

· создание условий для легализации прибылей предприятий;

· сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков;

· усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых .

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и ЦБ. Ее задачи:

Основные задачи денежно-кредитной политики России:

· сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются
условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

· создание новых систем, основанных на расчетах в режиме реального времени; развитие безналичных расчетов , в том числе за счет
применения современных банковских технологий, сети Интернет,
расширения использования платежных карт ;

· снятие большинства ограничений в области валютного контроля .

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового аппарата, под которым понимается определенная структура органов управления государственными финансами.


2 вопрос: мы обозначили как субъекты и объекты управления ГиМФ, структура органов управления ГиМФ.

Управление - совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Управление государственными финансами представляет собой единство управляемой и управляющей систем (подсистем).

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики.

[Управляющая система (субъект управления):

совокупность финансовых институтов]

(Инструменты и методы воздействия)

[Управляемая система (объект управления):

· денежные отношения;

· финансовые потоки]

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

· зависимость от конечной цели;

· макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

· соответствие интересам всех членов общества;

· использование экономических законов;

· учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Конечная цель управления финансами - обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся:

· в макроэкономической сбалансированности,

· бездефицитности бюджета,

· в росте благосостояния населения.

Управляющая система воздействует на управляемую при помощи инструментов и методов воздействия. Методами воздействия являются следующие методы.

Методы и формы управления финансами:

· финансовое планирование,

· финансовое прогнозирование,

· финансовое программирование,

· финансовое регулирование,

· финансовый контроль,

· принятие адекватного финансового законодательства,

· финансовый мониторинг и анализ.

Управление финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйства, целей и задач их деятельности.

Объект управления (управляемая подсистема) государственными и муниципальными финансами – это денежные отношения и финансовые потоки в сфере государственных и муниципальных финансов.

…, и подотчены Федеральном управлению

Субъекты управления государственными финансами федерального уровня:

Президент РФ (Администрация Президента РФ)

Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух
палат: Совета Федерации и Государственной Думы)

Правительство РФ

Министерство финансов РФ (Минфин России). В его составе - Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Федеральная таможенная служба (в составе Минэкономиразвития РФ)

Система Банка России (Центральный банк РФ)

Счетная палата РФ

Правления государственных федеральных внебюджетных фондов. Субъект федерации.)

· отраслевое и территориальное перераспределение финансовых
ресурсов.

Виды финансовых планов:

· Бюджетный план

· Финансовые планы внебюджетных фондов

· Сводный финансовый баланс государства (субъекта РФ и муниципальных

· образований)

· Баланс денежных доходов и расходов населения.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Минэкономразвития и Министерством финансов России. В этом плане (еще второе название: баланс финансовых ресурсов) отображается формирование и использование ресурсов, планируемого в составе бюджетного и внебюджетных фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, а также денежных средств населения.

Зачем нужен такой план? Он позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе всей страны, обосновано перераспределить их в случае необходимости.

Баланс денежных доходов и расходов населения. В этом плане отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме (все денежные средства населения: оплата товаров и услуг, все-все). Для чего нужно такой план? Он имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота в стране, для планирования розничного товарооборота, для планирования налоговых поступлений и необходимых кредитных ресурсов.

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Предшествуют финансовым планам.

При прогнозировании обозначаются основные тенденции развития, это более агрегированные показатели. Более того, показатели прогноза необязательны при исполнении, это некое направление движения. Но на основе прогнозов составляются планы. План - уточнение прогноза на более короткий промежуток времени. Но поскольку это уточнение, показатели плана обязательно выполнимы в отличие от показателей прогноза.

Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде.

Финансовое прогнозирование предполагает:

· выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;

· обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

· эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций,
бюджетных учреждений ;

· максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (и бухгалтерского, и бюджетного, и налогового). При этом отчетная документация - главный объект финансового контроля.

Классификация финансового контроля:

· В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный, ведомственный , внутрихозяйственный, независимый контроль, финансовый мониторинг.

· По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

· По методам проведения финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, экономический анализ , ревизии.

Посмотреть в учебнике, что относится: что такое «предварительный», «текущий», «последующий», методы проведения.

Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней.

На федеральном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Федеральное Собрание РФ и подотчетная ему Счетная палата РФ.

Органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Минфин России. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в его ведении Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и Федеральному казначейству.

Основные функции ФСФБН:

· проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

· проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

· осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора;

· осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ;

· организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Возникает вопрос: эти функции схожи с функциями федерального казначейства. Не происходит ли дублирование функций? А если происходит, то зачем их два? Дублирования функций не происходит. Схожие функции федерального казначейства существуют в части кассового исполнения федерального бюджета и бюджета государственных фондов, причем во избежание дублирования этих функций Минфином РФ принято решение о том, что за органами федерального казначейства закреплены действия по проведению предварительного финансового контроля (куда идут), а за федеральной службой финансового бюджетного надзора последующего контроля (смотрит потом, куда были направлены, куда ушли).

Следующий метод - финансовое законодательство.

Классификация финансово-правовые актов:

· по юридической силе - законы и подзаконные акты;

· по уровню власти - акты государственной власти и акты местного самоуправления;

· по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы - акты для управления в любом звене (Конституция РФ , Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и правовые акты для регулирования отдельного звена финансов.

Система наблюдения за финансовыми индикаторами и их анализ составляет финансовый мониторинг.

Для финансового мониторинга важны следующие показатели:

· налогооблагаемая прибыль;

· чистая прибыль;

· рентабельность продукции в виде отношения прибыли к издержкам;

· рентабельность активов хозяйствующих субъектов;

· бюджетирования по целям и результатам. т

Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика является частью экономической политики государства. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики зарубежных государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Под влиянием мирового экономического кризиса, развития государственных монополий в 30-60-е гг. в основу экономической и финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Они исходили из необходимости стимулирования экономического роста, его регулирования путем широкого использования государственного вмешательства. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами использовала звенья финансовой системы в качестве инструмента государственно-монополистического регулирования экономи­ки, социальных отношений. Бюджетная и налоговая политика была направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных противоречий.

С конца 70-х гг. в основу экономической и финансовой поли­тики Великобритании, США и некоторых других стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклас­сическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в концепции "экономика предложения", одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно социальную область. В числе других мероп­риятий этой концепции - реприватизация части государственной собственности; усиление рыночного механизма конкуренции: перенесение центра тяжести в экономической сфере на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности.

В финансовом отношении неоконсервативное направление исходит из необходимости сокращения объема перераспределе­ния национального дохода через финансовую систему; снижения размера социальных расходов, в частности, на просвещение и здравоохранение; стимулирование роста сбережений. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения, особенно на крупный капитал, и уменьшения степени прогрессивности обложения. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом, который является одним из побудителей инфляции.

В то же время в ряде стран (Франция, Испания, Швеция) сохраняется экономическая концепция дирижизма, основанная на взглядах посткейнсианства. Они исходили из необходимости усиления государственного вмешательства в экономику и таким образом ее приспособления к новым условиям хозяйствования.

Основными составляющими финансовой политики являются:

  • налоговая, главное назначение которой состоит в изъятии части валового национального продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;
  • бюджетная политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием в соответствии с выполняемыми функциями государства;
  • денежно-кредитная политика направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Деятельность частных предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство же осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Иными словами, происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы - реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это - отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и на государственных предприятиях.

Органы управления государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют специальные органы с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. Органы управления можно условно разделить на две группы: а) органы общего (или законодательного) управления финансами; б) органы оперативного управления финансами.

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др.

В зависимости от государственного устройства и политической системы такими законодательными органами являются, например, Парламент в Великобритании и во Франции, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ и т.п.

Организация оперативного управления финансами осуществляется через государственный финансовый аппарат, состав и структура которого также определяются в соответствии с госу­дарственным устройством страны. Они проводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу и контролю.

Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. В их задачи входит планирование финансовых ресурсов, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами, планирование структуры капитала фирмы, ведение бухгалтерского учета, вопросы дальнейшего развития предприятия и т.п.

Управление финансами в экономически развитых государствах, как правило, осуществляется несколькими государственными органами. В США это - министерство финансов (казначейство). В его функции входит разработка финансовой и налоговой политики, эмиссия денежных знаков и чеканка мо­нет, вопросы внутренних займов и управление государствен­ным долгом, контроль за исполнением финансового законодательства и денежного обращения, сбор внутренних доходов. По­мимо этого, управлением финансами занимается Административно-бюджетное управление при президенте. Оно составляет расходную часть федерального бюджета и разрабатывает финансовые программы, организует оперативный контроль по уп­равлению бюджетом и является ведущим органом исполнительной власти.

Управлением исполнения бюджета занимается министерство финансов, которое проводит сбор внутренних доходов, а также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию, которые заняты сбором соответственно таможенных доходов и доходов от обложения перечисленных товаров.

В Великобритании управление финансами осуществляет ряд органов. Основным является казначейство, которое занимается вопросами разработки, составления и исполнения государственного бюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования, международных финансовых отношений, контролем за расходованием финансовых средств государственными предприятиями. Управление таможенных пошлин и акцизов ведает вопросами акцизных и таможенных сборов, следит за исполнением законодательства в этой области. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание прямых налогов.

Управлением государственным долгом занимается Банк Англии. В его компетенцию входит выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по текущей задолженности.

В ФРГ управление финансами в основном возложено на федеральное министерство финансов. Оно разрабатывает основы финансовой, налоговой, валютной и кредитной политики, составляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, а также занимается распределением ресурсов между звеньями бюджетной системы. В управлении финансами участвуют федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненные федеральному министерству финансов. Первое ведомство занимается на­логовой проверкой предприятий, налогообложением иностранных капиталовложений, проблемами устранения двойного налогообложения; второе - операциями по выпуску и погаше­нию займов и финансированием бюджетного дефицита.

Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входят: разработка государственного бюджета и контроль за его ис­полнением, кассовое обслуживание бюджета; сбор налогов, пошлин и прочих поступлений; контроль за финансовыми операциями; осуществление связи государства с предприятиями в качестве акционера, кредитора или гаранта; общественный учет и контроль. Вышеназванные функции распределены между соответствующими главными управлениями.

В Италии главными органами, осуществляющими управление финансами являются:

  • казначейство, на которое возложены вопросы государственных расходов и финансовый контроль;
  • министерство финансов, занимающееся сбором доходов;
  • министерство бюджета и планирования, составляющее государственный бюджет и координирующие финансовые ресурсы;
  • министерство внутренних дел, ведающее местными финансами.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации - разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.

Финансовое планирование - это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия в плановом периоде Целью финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми источниками финансирования

Основными задачами финансового планирования на предприятии является:

обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

установление рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями и т.д.;

определение путей эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования;

выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;

осуществление контроля за образованием и использованием платежных средств.

Методы финансового планирования - это конкретные способы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов, к ним относятся: Балансовый метод - заключается в том, что балансируются не только итоговые показатели доходов и расходов, а для каждой статьи расходов отмечаются конкретные источники покрытия. Применяется при прогнозе поступлений и выплат их денежных фондов, квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и ин. Нормативный - заключается в том, что на основе установленных норм и технико-экономических нормативов (ставки налогов, ставки тарифов, сборов и взносов, нормы амортизационных отчислений, нормы оборотных средств) расчет потребности хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и определяются источники этих ресурсе. Расчетно-аналитический - плановые показатели рассчитываются на основании анализа фактических финансовых показателей, которые берутся за базу, и индексов их изменения в плановом периоде Оптимизация плановых расчетов - заключается в составлении нескольких вариантов плановых расчетов. Для получения оптимального варианта плановых решений проводят их оптимизацию, для этого могут использоваться различные критерии:

максимум прибыли на денежную единицу вложенного капитала;

минимум финансовых затрат; минимум текущих расходов;

минимум вложений капитала при максимально эффективном результате;

бюджет муниципальное образование управление

максимум абсолютной суммы полученной прибыли Экономико-математическое моделирование - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют.

Основные направления совершенствования финансового планирования:

расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности; введение новых налоговых принципов распределения прибыли выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;

расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления; в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансированности сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу;

в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.

Поскольку производство и финансы в условиях рынка - находятся под воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды не могут быть продолжительными

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

Цель финансового прогнозирования - оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

Разрабатываемые финансовые прогнозы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики.

На первом этапе формирования финансового плана разрабатывается так называемая базисная программа, которая основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям. Цель базисной программы состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос, решаются ли существующие проблемы сами по себе, остаются в прежнем виде или обостряются.

На втором этапе рассматриваются изменения экономической политики с учетом специфики того или иного периода в зависимости от политики государства. Эта процедура является базой для подготовки нормативной программы, которая должна быть основана на использовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей. Сравнение базисной и нормативной программ позволяет судить об ожидаемых результатах осуществления данного комплекса мероприятий. Процесс разработки финансового прогноза можно представить в следующем виде:

  • 1) оценка экономических проблем;
  • 2) формулирование целей и разработка комплекса мер;
  • 3) подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики;
  • 4) анализ целесообразности дополнительных ресурсов, потребности в них и определение их источников.

Финансовый контроль является элементом управления финансами и представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам.

В частности, в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

  • · Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель - обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. Он занимает доминирующее положение среди других видов финансового контроля.
  • · Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
  • · Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).
  • · Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего является финансово-хозяйственная сторона функционирования выше названных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование).
  • · Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая про ведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.

По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на:

ѕ Наблюдение - предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

ѕ Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

ѕ Обследование - охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

ѕ Надзор - производится за экономическими субъектами, по лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

ѕ Экономический анализ - как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

ѕ Ревизия - наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проанализируйте бюджет муниципального образования, в котором живете за последние 3 года. Выявите приоритетные статьи доходов и расходов. Охарактеризуйте динамику произошедших изменений в структуре бюджета

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывают влияние такие факторы, как форма государственного устройства (унитарная, федеративная), особенности административно-территориального устройства государства, в том числе местного самоуправления.

Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Так, установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее ФЗ №131-ФЗ) приведен исчерпывающий перечень территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление (поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения). Кроме того, Федеральный закон устанавливает перечень вопросов местного самоуправления муниципального образования, наделенного соответственно статусом поселения, муниципального района, городского округа. Так, органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и др.

На местные бюджеты возложена реализация вопросов местного значения, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения:

обеспечение граждан электричеством, теплом, водой;

предоставление услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания;

организация досуга, благоустройство территории, вывоз мусора и т.д.

В соответствии со ст.14 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся:

формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;

водоотведение, снабжение населения топливом;

обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и др.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им ФЗ и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных БК РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ и решением представительного органа местного самоуправления .

Все муниципальные образования обладают бюджетными правами, в соответствии с которыми формируется финансовая база для решения задач органами местного самоуправления. Так, Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетные полномочия муниципальных образований, в том числе установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения, исполнения, контроля и утверждения отчета об исполнении местного бюджета, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и муниципальными активами (ст.9).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования в связи с осуществлением полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий, а "использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается" .

Поэтому местные бюджеты являются главным звеном муниципальных финансов. Они находятся в собственности муниципального образования и формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов. Местными налогами в соответствии с Налоговым кодексом РФ являются земельный налог и налог на имущество физических лиц. В качестве налога, регулирующего выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, может использоваться только налог на доходы физических лиц. Неналоговыми доходами местных бюджетов являются:

доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

доходы от продажи имущества;

доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

часть прибыли муниципальных унитарных предприятий.

В доходах местных бюджетов неналоговые доходы занимают не более 10%, и наиболее крупными из них являются доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 35 процентов;

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 Бюджетного Кодекса.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со статьей 63 Бюджетного Кодекса.

Муниципальные расходы - это денежные средства, направленные органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения, связанных с местом непосредственного проживания, в структуре которых наибольший удельный вес занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение .

Для сбалансированности местных бюджетов могут использоваться долговые обязательства муниципального образования в виде обязательств по:

  • 1) ценным бумагам муниципального образования;
  • 2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • 4) гарантиям муниципального образования.

Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России. Именно от уровня их финансового положения зависит финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и других социальных учреждений.

Таким образом, под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. Муниципальные финансы формируются из трех основных источников:

государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;

собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);

заемных средств или муниципального кредита.

Структура управления муниципальными финансами должна строго соответствовать целям развития муниципального образования и отражать природу полномочий органов местного самоуправления, участвующих в финансовом планировании и бюджетном процессе.

Муниципальные финансы представляют собой форму организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. Местные финансы выступают в качестве основы экономической самостоятельности муниципальных образований. Местный бюджет является составной частью финансовых ресурсов местного самоуправления и направляется на удовлетворение разнообразных потребностей местного населения.

За январь-декабрь 2015 года в бюджет города Барнаула поступило 9298,1 млн. рублей, или 90,7% к соответствующему периоду 2014 года. Годовой план исполнен на 102,8%.

На 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года уменьшился объём поступлений налоговых и неналоговых доходов и составил 5707,2 млн. рублей.

Расходная часть бюджета города исполнена в объеме 9009,9 млн. рублей или 91,7% годовых назначений.

В 2015 году общий объем доходов составил 9298,1 млн. рублей или 102,8% к годовому плану.

Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов города остается преобладающей - 61,4%. Их годовой объем составил 5707,2 млн. рублей.

План по налоговым и неналоговым доходам исполнен на 104,9%.

Достигнут показатель бюджетной обеспеченности за счет налоговых и неналоговых доходов на душу населения в объеме 8,3 тыс. рублей.

По результатам проведенных совещаний в администрации города, в целях сокращения задолженности по обязательным платежам, предприятиями - должниками оплачена задолженность в бюджет города в сумме 32,3 млн. рублей.

В налоговые органы города Барнаула направлена информация в отношении 345 объектов недвижимости, не охваченных налогообложением, для начисления имущественных налогов.

В целях увеличения доходной базы бюджета города утверждены 4 нормативных правовых акта.

Закончена работа по списанию в судебном порядке просроченной задолженности по начисленным пени и штрафам муниципальных учреждений (списано 239,1 млн. рублей).

Объем финансовой поддержки города из федерального и краевого бюджетов составил 3589,7 млн. рублей, что ниже уровня 2014 года на 319,0 млн. рублей или на 8,2%. Уменьшение безвозмездных поступлений связанно с перераспределением полномочий, снижением субсидий на ремонт дорог и отсутствием финансирования на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В связи с остатками целевых межбюджетных трансфертов бюджет города исполнен с профицитом в сумме 288,2 млн. рублей.

Общий объем расходов бюджета города составил 9009,9 млн. рублей или 91,7% к плану года. Сохраняется социальная направленность расходов. В их общей структуре наибольший удельный вес занимает сфера образования - 54%.

Объем инвестиционных расходов превысил показатели 2014 года на 28,0% (330,0 млн. рублей), в части городских вложений - на 16% (118,1 млн. рублей).

Адресная инвестиционная программа города исполнена в объеме 1506,7 млн. рублей или 78% к плану года.

В отчетном году реализовывались мероприятия 23 долгосрочных и 1 ведомственной целевых программ. По итогам 2015 года удельный вес программных расходов увеличен на 3,3 процентных пункта и составил 28,7% (2014 год - 24,9%).

Исполнение бюджета по программно-целевому принципу направлено на концентрацию ресурсов в целях достижения конкретных измеримых результатов, на повышение эффективности бюджетных расходов.

Связующим звеном всех финансовых отношений в городе Барнауле является бюджет города, который определяет финансовые отношения между органами местного самоуправления и всем хозяйственным и социальным комплексом Барнаула.

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета Барнаула по доходам и расходам в 2013-2015 гг.

Показатели

Значение показателей

Изменение

Изменение 2015 к, в %

Доходы - всего, тыс. руб.

Расходы, тыс. руб.

Дефицит (-) /Профицит (+), тыс. руб.

Степень покрытия расходов доходами, %

Анализ данных, приведенный в таблице 1, показал, что уточненный бюджет Барнаула в 2015 году исполнен по доходам на 9298112,3 тыс. руб., а по расходам на 9009949,9 тыс. руб. Следует отметить, что бюджет не является сбалансированным, то есть присутствует профицит. Степень покрытия расходов доходами составила 102,5 %, 100,48%, и 103,2 % соответственно в 2013-2015 гг. Таким образом, прослеживается положительная динамика покрытия расходов доходами, однако рост незначительный.

Далее необходимо проанализировать доходы бюджета по их видам. Доходная часть местных бюджетов формируется за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Анализ поступления доходов по их видам за 2013 - 2015 гг. представлен в таблице 2.

Таблица 2

Структура доходов бюджета Барнаула в 2013-2015 гг.

Из таблицы 2 следует, что большую часть доходов местного бюджета составляют собственные (66,8% в 2013 году, 61,9 % - в 2014 году), однако наметилась тенденция к снижению их доли в общей структуре доходов и незначительное увеличение в динамике рассматриваемого периода. Барнаул подпадает в финансовую зависимость от федеральных и региональных властей, является все больше дотационным, что не позволяет на практике обеспечить самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ составляют 33,2 % в 2013 году, 38,1 % в 2014 году, 38,6 % за 2015 г.

Таким образом, в целом наблюдается негативная динамика доходов по их видам, доля собственных доходов имеет тенденцию к уменьшению в 2015 году по сравнению с 2013 годом. Сложившиеся тенденции следует считать неблагоприятными, в целом Барнаул остается дотационным, что не позволяет на практике обеспечить самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения.

В таблице представлены данные о динамике налоговых доходов, их структуре и темпах роста.

Таблица 3

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Барнаула за 2013-2015 гг., тыс. руб.

Показатели

Значение показателей

Изменение

Налог на доходы физических лиц

Единый налог по упрощенной системе налогообложения

Единый налог на вмененный доход

Единый сельхозналог

Налог на имущество физических лиц

Земельный налог

Налог на добычу полезных ископаемых

Государственная пошлина

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

Итого налогов

Наибольший удельный вес в налоговых доходах занимает налог на доходы физических лиц. Наблюдается положительная динамика его роли в общем объеме платежей. В абсолютном и процентном выражении сумма поступлений от данного налога возрастает. В 2013 г. доля налога составила 61,46 %. В 2014 г. абсолютное значение данного налога возросло и составило 3310513,96 тыс. руб., а удельный вес увеличился до 65,65%. В 2015 г. произошло резкое увеличение его доли в структуре налоговых доходов до 66,53%, потому как в целом увеличился прожиточный минимум в целом по Алтайскому краю и в том числе и по Барнаула, а, следовательно, и средняя заработная плата работников, что повысило размер НДФЛ, уплачиваемого в бюджет города. Таким образом, основным источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности занимает в структуре налоговых доходов занимает второе место и составляет 15,33% в 2013 году, 11,36% в 2014 году, 11,28% за 2015 год. Отсутствие продуманных коэффициентов (установленных правительством РФ), изначально содержавшихся в проектах этих налогов лишает многие муниципальные образования и муниципалитеты необходимой гибкости в установлении данных видов налогов. Следует отметить, что по этим видам налогов местная власть реально способна влиять на создание более благоприятных условий для экономической деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. Размер единого налога на вмененный доход снижется, так как в условиях кризиса многие предприниматели снизили свою предпринимательскую активность.

Незначительную долю (менее 1,5%) в доходах бюджета Барнаула составляют поступления от единого сельскохозяйственного налога.

Налог на имущество физических лиц занимает незначительную долю в структуре налоговых доходов бюджета - около 1,5%.

Доходы от земельного налога с 2006 г. поступают в бюджет Барнаула. Их доля в налоговых доходах бюджета составила 7,9% в 2013 г., 6,73% в 2014 г. и в 2015 году снижается до 6,09%, что свидетельствует о неэффективном использовании земли. Большинство земель города не используется.

Государственная пошлина в 2013 г. занимает в налоговых доходах города 4,57%. В 2014 г. ее поступления сократились и составили 3,92%, а в 2015 году - 4,67%.

Незначительную долю в общем объеме налоговых доходов занимают поступления задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. В целом по городу Барнаулу немногим более трети от объема расходов обеспечивается налоговыми доходами. Сложилась тенденция к росту процента покрытия расходов налоговыми доходами.

В таблице 4 приведены неналоговые доходы города.

Таблица 4

Структура и динамика собственных неналоговых доходов Барнаула

Показатели

Значение показателей

Изменение

Доходы от имущества в государственной и муниципальной собственности

Лицензионный спор

Прочие доходы от оказания платных услуг

Доходы от продажи земельных участков

Доходы от реализации имущества

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Прочие неналоговые доходы

Невыясненные доходы

Сумма по искам

Всего доходов

Неналоговые доходы составляют незначительную долю в собственных доходах бюджета по сравнению с налоговыми. В целом они имеют тенденцию к росту. Большую их часть составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, наибольший удельный вес приходится на поступления доходов от имущества в государственной и муниципальной собственности, однако за исследуемый период их доля в структуре неналоговых доходов снижается и составляет по результатам 2015 года 53,78% в сравнении с 62,13% в 2013 году и 45,79% в 2014 г.

Финансовый потенциал города, формирующийся за счет собственных источников, недостаточен для того, чтобы поддерживать воспроизводственный процесс в Барнауле.

Основной налоговый потенциал сосредоточен в промышленности, формирующей пятую часть ВРП и объединяющей значительное число крупнейших предприятий, на территории Барнаула большое количество крупных промышленных предприятий.

В 2015 году возросла доля средств, поступивших от использования муниципального имущества, включая землю, по сравнению с 2013 годом на 65%. Каждый гектар земли, переданный в аренду, приносит в доход бюджета 112 руб. 07 коп.

Подводя итог стоит отметить, что:

высокий уровень кредиторской задолженности в расходах бюджета - 5,7%;

рост недоимки по платежам в местный бюджет и по специальным налоговым режимам.

В заключении следует отметить, что особенностью формирования доходной базы местных бюджетов является высокая значимость финансовой помощи в финансировании основной массы муниципальных образований.

В связи с изменением налогового законодательства по сравнению с 2015 годом отмечается сокращение налоговых доходов бюджета, и как следствие увеличение объема средств, полученных в рамках межбюджетных отношений.

Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета города в анализируемом периоде занимают расходы на финансирование учреждений образования (41 % в 2013 году, 42 % в 2014 году и 54 % в 2015 году). В 2015 году на финансирование социальной сферы направлено 11,6 % всех расходов.

Бюджет города на протяжении всего анализируемого периода принимался с профицитом не более 5 %. Расходы бюджета города за 2015 год на 10,7 % возросли по отношению к сумме расходов за 2013 год.

Таким образом, большинство расходов в течении 2013-2015 не выполняются в полном объеме. Так в 2015 году выполнены 100% расходов на национальную оборону, национальную безопасность и охрану окружающей среды. Расходы выполняются без превышения плана, что является положительным моментом.

Таблица 5

Расходы бюджета Барнаула в 2013-2015 гг.

Наименование

Общегосударственные вопросы

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография, средства массовой информации

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

По состоянию на 1.12.2015 года в Барнауле сложился профицит бюджета в сумме 288162,4 тыс. рублей, удельный вес которой в собственных доходах сократился за 3 года. В течении всего периода бюджет профицитный, что говорит о стабильном развитии города.

Проведенный анализ бюджета Барнаула показывает, что органы местного самоуправления до сих не получили реальной возможности самостоятельно и в достаточном размере формировать собственные бюджетные средства; местные бюджеты наполняются в основном за счет финансовых доходов, источники и объемы которых этим органам не подконтрольны. В итоге сложился устойчивый дисбаланс между расходными обязательствами и доходными возможностями местных бюджетов.

Низкая обеспеченность собственными доходами муниципальных образований чревата рядом последствий - высокой зависимостью от воли вышестоящих органов власти, порождением иждивенческих настроений органов местного самоуправления при формировании доходов бюджета, снижением их ответственности по исполнению бюджетов, мобилизации дополнительных поступлений, негибкости в использовании финансовых средств и выполнении обязательств перед населением. Высокая зависимость местных бюджетов от бюджетного регулирования не стимулирует активные действия органов местного самоуправления по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории, что свидетельствует о необходимости совершенствования данного механизма.

Кроме того, финансовая ситуация на местном уровне усугубляется неравномерностью развития территорий, наличи...

рассылать предписания землепользователям о необходимости погасить задолженность по арендной плате;

оформить информационные уголки (стенды) по упрощенной системе оформления прав на недвижимое имущество.

население сельских поселений ежеквартально оповещать в виде объявлений о принятии налоговых платежей администрациями сельских поселений;

проводить работу по сверке организаций расположенных на территориях поселений, были направлены письма в налоговую инспекцию района на сверку ОКАТО перечисляемых налогов вновь выявленных организаций, постановку на учет выявленных организаций.

рабочими группами выявить новые постройки, которые не прошли документального оформления, до получения документов через государственные органы на имущество составляются документы на аренду земли.

с населением проводить разъяснительную работу о своевременной уплате налогов (земельного налога, налога на имущества, транспортного налога).

проводить работу по оформлению земельных участков и имущества в частную собственность.

выявить автотехнику (автомобили, мотоциклы, бураны) не зарегистрированную в соответствующих органах (обходы, рейды и т.д.). В органы Гостехнадзор, ГИБДД и ГИМС направлять списки транспортных средств, не состоящих на учете. Вести совместную работу о постановке на учет данных единиц техники.

Повышение эффективности использования муниципального имущества городского округа будет осуществляться по следующим направлениям:

оптимизация структуры муниципальной собственности, продажа неэффективных муниципальных предприятий;

определение стратегии муниципального управления по каждому объекту собственности;

развитие рынка недвижимости и увеличение доходов от её использования путем вовлечение земли и объектов недвижимости в эффективный хозяйственный оборот;

обеспечение роста неналоговых доходов городского бюджета за счет продолжения работы по продаже объектов муниципальной собственности, не обеспечивающих выполнение полномочий органов местного самоуправления города Барнаула;

улучшение администрирования доходов, поступающих за счет аренды муниципального имущества и чистой прибыли муниципальных предприятий;

инвентаризация имущества, находящегося в собственности, а также анализ эффективности его использования; выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду.

 
Статьи по теме:
Инвентаризация приказ 49 от 13
Активы и обязательства автономных учреждений подлежат инвентаризации (ст. 11 Закона о бухгалтерском учете ). Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается самим автономным учреждением в рамках формирования учетной политики, с
Как делать закрытие месяца в 1с 8
Какая бухгалтерская операция проводится самой последней в году? Конечно, это реформация баланса. В ходе этой процедуры закрываются счета, на которых учитывается информация о доходах, расходах и финансовом результате деятельности организации. Проводится эт
Темы исследовательских работ по экономике Научно исследовательская работа экономике готовая
Организация производства по выращиванию клюквы болотной на территории Онежского района Выполнена ученицей 11 «б» класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Онеги» Александровой Анастасией Па
Когда надо менять полис медицинского страхования
Полис ОМС является главным документом, подтверждающим, что его владелец застрахован и имеет право на получение бесплатной медицинской помощи согласно гарантированному законодательством перечню услуг. Именно поэтому полис обязан иметь каждый гражданин РФ,